В залах искусства народов Дальнего Востока Дальневосточного художественного музея проходит выставка «Амур – река традиций». Организаторы выставки ставили перед собой цель не только продемонстрировать образчики народного приамурского искусства, но и проследить историю этого искусства, длинною в два века, через предметы коллекции.

Аборигены Дальнего Востока

Чтобы яснее представлять структуру экспозиции, условно поделим искусство на три типа:

1) Традиционное – ориентированное на устную форму передачи информации. Оно характеризуется взаимодополняемостью, вариативностью, наличием устойчивых структур, эстетическим, смысловым и утилитарным равноправием версий, без оригинала и первоисточника.

2) Элитарное, в которой информация фиксируется знаком. Информация отделена от производящего её субъекта, а звучащий текст – от изобразительного и фиксированного, в результате чего появляется абстрактное мышление, а вместе с ним – философия и науки. Письменный текст – воплощение рациональности и линейности. Он оригинален и сложен.

3) Массовое, в основе которого – передача информации через демонстрацию визуального («экранная» культура). Сознание становится «клиповым», т.е. идея постигается эмоционально, а не интеллектуально.

В отличие от искусства цивилизаций с линейным развитием искусство народов коренных до определённого времени было цикличным и не знало разделений на элитарное, народное, популярное. Многие века оно (искусство) носило традиционный и утилитарный характер, причём эти черты неразрывны, это продиктовано самим жизненным укладом, не менявшимся столетиями. Столетиями не менялись и методы изготовления предметов, их сакральный смысл не подвергался сомнениям, как и не подвергались сомнениям их значимость и знаковость. Сами же орнаментальные мотивы уходят своими корнями в неолитический период, что было доказано в трудах многих этнографов. аборигены дальнего востока

На выставке традиционный тип искусства Приамурья наиболее ярко представлен произведениями XIX века – экспонатами первого выставочного зала: традиционными женскими свадебными халатами «сикке» и «амери», созданными полностью из природных материалов, берестяной и деревянной посудой, аксессуарами костюмов. В связи с малым количеством экспонатов этого периода и их неудовлетворительной сохранностью ими не мог быть заполнен весь первый зал, поэтому в экспозицию были введены предметы начала и середины XX века, т.н. «советского» периода. аборигены дальнего востока

В советский период наблюдалось взаимовлияние «элитарного искусства» русских художников и традиционного искусства народов Приамурья. Национальные мотивы появляются в произведениях практически всех членов Союза художников. С другой стороны, наблюдается появление художников-профессионалов среди представителей коренных народов. Национальные мастера вписываются в систему творческой интеллигенции, приобретают профессиональные художественные навыки, становятся членами Союза художников, это связано с появлениями центров художественной профессиональной подготовки, например, художественно-графического факультета педагогического института, а также доступностью образования. Не обошлось без диспропорции в гендерном плане: традиционное искусство сохраняли и продолжали преимущественно женщины, тогда как элитарным искусством стали заниматься в основном мужчины.

В советский период традиционное искусство получает развитие. Его произведения становятся достоянием широкого круга зрителей, в том числе за рубежом. Это косвенно подтверждается анализом музейной коллекции народного искусства.

Основной фонд был заложен в 1930-60-х годах из предметов, созданных в конце XIX – первой половине XX века. Влияние советской культуры на искусство коренных народов отражено в традиционных нанайских коврах с советскими гербами в центре. Современные методы производства также начинают влиять на традиционные, что можно наблюдать в машинной строчке некоторых текстильных изделий. Из-за такого подхода к изготовлению в 80-е годы в текстиле появляется элемент китча, как например в халате с узорами из флюоресцентных ниток.

Основная часть изделий середины ХХ века экспонируется во втором выставочном зале. Здесь же представлены культовые предметы, отражающие верования коренных народов: деревянная пластика, изображающая духов, посуда, применяемая в медвежьем празднике. аборигены дальнего востока

Постсоветский период (1991 – настоящее время), представленный экспонатами третьего зала, характеризуется появлением третьего этапа в искусстве коренных малочисленных народов, который, возможно, начал зарождаться еще в китче советского периода. Это т. н. популярное, или массовое, направление повлияло на комплектование музейной коллекции. С 2000-х годов интенсивность приобретений резко снизилась.

Все больше народных мастеров сосредоточилось на создании продукции широкого потребления. Рассчитанная на продажу и продиктованная вступившей в силу рыночной экономикой, сувенирная продукция утратила утилитарную и эстетическую ценность. А за потерей функциональности, присущей традиционному искусству, уходит и смысловая наполненность произведений.

Данная тенденция является проблемой для современного народного искусства. Мастерам в настоящее время невыгодно делать, например, халаты «сиккэ» и «амери», вырезать из дерева утварь по мотивам обрядовой атрибутики: эта работа занимает много времени, трудозатрат, требует приобретения дорогих качественных материалов, но в связи с отсутствием стабильного рынка сбыта уверенности у мастеров в востребованности этих предметов нет. Как итог, более простые в изготовлении сувениры занимают нишу традиционных вещей, из-за чего современными мастерами теряются вековые приёмы и методы ремесла. Качество уступает место количеству. Задача художественного музея – хранить предметы высокого искусства, поэтому сувениров на экспозиции вы не увидите.

Чтобы представить данный временной отрезок, в третьем зале выставлены вещи, сочетающие традицию и современность. К данным требованиям отлично подходит пластика Николая У, традиционные элементы костюмов, созданные из современных материалов на швейных машинках.

Дальневосточный художественный музей приглашает всех желающих на выставку «Амур –река традиций», чтобы приобщиться к прекрасному, уникальному искусству аборигенов Дальнего Востока и увидеть его путь от XIX до XXI века.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ


  • «Характерные особенности искусства ульчей в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен