В коллекции декоративно-прикладного искусства Дальневосточного художественного музея довольно большую часть занимают предметы из фарфора. Общеизвестно, что авторство изобретения фарфора принадлежит Китаю. Не секрет и тот факт, что появление «белого золота» подвигло европейские страны на поиски своего рецепта, которые увенчались успехом в г. Мейсене (Германия). фарфор

К середине 18 века Россия оказалась одной из немногих европейских стран, в которой не было предприятий по производству фарфора. Именно в это время по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны была создана Невская порцелиновая мануфактура, которая к концу 18 века стала Императорским фарфоровым заводом. Однако Императорский фарфоровый завод, ориентированный на обслуживание царского двора, хотя и получил в царствование Екатерины II разрешение производить изделия для широкой продажи, не мог обеспечит увеличивающийся спрос на художественный фарфор. В связи с этим возникла настоятельная необходимость расширения отечественной фарфоровой промышленности. Появляется ряд частных заводов.

Чашка синяя с живописью. XIX в.

Среди них – завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Став приемником традиций ИФЗ, частный завод Гарднера оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской фарфоровой промышленности. В 1931 году вместе с основной коллекцией в Дальневосточный художественный музей поступили предметы декоративно-прикладного искусства из Музея фарфора и Государственного Эрмитажа. Музей фарфора, созданный на основе коллекции А.В. Морозова, передал на Дальний Восток небольшое собрание предметов Гарднеровского завода.

В ранние годы своей деятельности завод Гарднера выпускал в основном копии изделий Мейсенской мануфактуры. Именно к таким работам относится «Сухарница ажурная». Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, выполнил свое обещание и сумел наладить массовый выпуск фарфоровой посуды.

Сухарница ажурная с красной розой. XVIII в.

Орденские сервизы были выпущены по заказу Екатерины II и предназначались для ежегодных обедов при дворе кавалеров орденов Святых Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира и Георгия. Их изображения присутствуют в декоративном решении.

Сервизы состояли из многих предметов - в составе каждого было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, - и использовались на протяжении почти полутора столетий на церемониях праздничных трапез, проводившихся при дворе в честь самых почитаемых российских орденов.

Тарелка из Владимирского орденского сервиза

Наиболее ярко выразилась возможность художественного фарфора отражать основные тенденции своего времени в мелкой пластике. Яркие, сочные краски, сверкающая белизна – эти средства художественной выразительности были использованы художниками для создания реалистических образов своих современников в скульптуре.

Уже в середине XIX века в фарфоровой скульптуре завода Гарднера преобладали изделия из неглазурованного бисквита, такие, как «Чернильница с фигурой женщины с ребенком на руках». Яркий блеск красок сменился спокойными блеклыми тонами.

Чернильница с фигурой женщины с ребенком на руках. Первая половина XIX в.

Помимо скульптур, копировавших саксонские образцы, заводом Гарднера выпускались также фигурки, изображающие русские типы. Была выпущена серия предметов, в которых нашли отражение литературные образы.В чернильнице «Дубровский» пропорции фигуры подчинены эстетике высокого классицизма: они более вытянутые и стройные.

Чернильница Дубровский

В 1860-1870-х гг. на фарфоровом заводе Гарднера создается серия художественных бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. «Юноша, стригущий барашка»отличается свободной трактовкой и реалистичностью образа.

Юноша, стригущий барашка. XIX в.

Большим достижением 19 века стали цветные фоны (синий, зеленый, сине-голубой). Особенно красивым было кобальтовое крытье, для изготовления которого требовалось большое умение. Тематика росписей была необычайно широка. Наиболее распространенным украшением были букеты и гирлянды цветов. Крытье и обильная позолота порой не оставляли места для белизны.

Русский фарфор – одна из ярких страниц отечественного ДПИ. Хрупкий материал вдохновлял художников на создание совершенных композиций – больших сервизов и мелкой пластики, скромных наборов и предметов для интерьера. Фарфор мог быть аристократичным и демократичным, броским и скромным. Во всех случаях он вызывал чувства признательности и восхищения.

Коновалова О.Г., зав.отделом ДВХМ Главное фото: Солонка из Владимирского орденского сервиза. ХIХ в.


  • «Русский фарфор в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен