Сотрудники научно-просветительского отдела Дальневосточного художественного музея, помимо экскурсий, проводят тематические занятия, на которых демонстрируются экспонаты вспомогательного фонда. народная игрушка

Занятия эти часто рассчитаны на дошколят и учеников младших классов. И когда экскурсовод планирует познакомить ребят с культурой и искусством коренных жителей Дальнего Востока России, в помощь себе он берёт самодельные игрушки нанайцев, удэгейцев, ульчей и других народностей нашего региона.

Эти небольшие изделия когда-то играли важную роль в воспитании будущих охотников, рыболовов, хранительниц очага. Через игрушку в ролевой форме воссоздавались образы взрослого мира, помогая ребёнку познать окружающую действительность. Игрушка также приобщала к культуре, через игру с ней могли моделировать какой-либо обряд, а через проигрывание мифических историй в сознании выстраивалась картина мира. Сейчас народные игрушки – ключ к пониманию мировоззрения людей прошлого, через осмысление которого можно лучше разобраться в себе людям настоящего.

Как очень близкие к природе, народы Приморья и Приамурья изначально делали игрушки из таких материалов как дерево, рыбья кожа, болотный мох, рыбьи кости. Затем их стали создавать из ткани, бумаги.

Некоторые игрушки, изготовленные из фрагментов головных костей рыб, тщательно вываренных, представлялись как определённые мифические и реальные птицы (рис.1). Сам материал таких игрушек предопределен основным занятием народов, их придумавших, – рыбной ловлей.

Многие традиционные игрушки сильно отходят от образа, который воспроизводят. Это роднит их с обрядовой скульптурой малых форм, а отсутствие буквального сходства, как и в сэвэнах, обусловлено осторожностью в отношениях с духами. Такие игрушки, как «буччукэн»(рис.2, рис.3),– не что иное, как нелущёный срез круглой ветки диаметром 2-4 см и длиной от 5 до 15 см. На палочке небольшими надрезами выделена голова, лицо минималистично представлено двумя симметричными косыми срезами, которые образуют между собой грань, читающуюся как нос – и как ось симметрии для лица. Ноги отсутствуют, зачастую и руки тоже, если есть руки – то только как контуры. Оставленная на срезе кора могла читаться как одежда игрушки, а могла просто подчёркивать орнамент на изделии. Слабая привязка к образности буччукэн делала игрушку универсальной, и её роль могла меняться от собачки до дракона, в зависимости от фантазии ребёнка. Буччукэн — игрушка сугубо мужская, поэтому играть ею могли только мальчики.

К мальчишеским игрушкам из фондов ДВХМ можно отнести и более определенные предметы из дерева – настоящие модели объектов взрослого мира, атрибуты охотника и рыбака. С малых лет мальчики стойбища приобщались к промыслам через игру с миниатюрами лодок (главное фото), нарт (рис.4) и других тонко вырезанных и заботливо собранных игрушек.

А вот народная игрушка для девочек в силу своих художественных достоинств более широко представлена как в основном, так и во вспомогательном фонде ДВХМ, который рассчитан на интерактивные занятия. Например, есть куклы, представляющие собой плоское изображение женского традиционного халата с приставленной к вороту условной женской головой (рис.5).

Размер такой куклы – от 6 до 8 см. Материал для кукол варьируется от рыбьей кожи (рис.6) до современной цветной бумаги (рис.7, 8). Голова у них обычно тряпичная, с косами из чёрных ниток. В районе шеи и подола платья рыбьим клеем крепили цветные полоски материи, имитирующие орнаментальную вышивку. Голову к кукле не прикрепляли, во время игры её просто приставляли к туловищу и поддерживали за удлинение.

Такие куклы называются «акоан», они распространены у нанайцев, негидальцев, ульчей, орочей и нивхов. Характерные черты акоан у всех вышеперечисленных народов одинаковые: отсутствие рук, ног, черт лица, в частности глаз. Все это, как уже упоминалось ранее, связанно с верой в духов или с анимистическим представлением о мире. К примеру, считалось, что через глаза фигуркой мог завладеть злой дух с целью навредить ребёнку. Сами акоан, в силу простоты формы и легко обрабатываемого материала, могли изготавливаться людьми любого возраста. Но в основном делались эти куклы, конечно, девочками и их матерями. И как любимая игрушка девочек, такая куколка была атрибутом каждой семьи. Через куклу будущая хранительница очага не только осваивала быт взрослых, но и перенимала художественные традиции обработки различного материала, композиционных решений в изготовлении и украшении национальной одежды.

Традиционнаяигрушкавсех народов через игровой процесс выполняют функцию передачи опыта и мироощущения от одного поколения, к другому. И отследить эту связь поколений, лучше понять тот или иной народ можно именно через его игрушки. А помогут увидеть эту связь посетителям Дальневосточного художественного музея экскурсоводы на тематических интерактивных занятиях.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Росугбу И.П. - Лодка


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен