Традиционное ДПИ народов Севера, как и ДПИ приамурских аборигенов, делится на мужскую и женскую разновидности. Все изделия, передающие тепло и уют домашнего очага, создавали умелые руки мастериц. В условиях холодного Севера с экстремально низкими температурами и полярными ночами, длящимися половину года, олений мех был одним из самых ходовых материалов. Но помимо функционального содержания предметов, в суровом климате важен и образ, передающий идею о том, что зима не вечна, что ночь закончится и тепло со светом вернутся. Таким содержанием наделяли эвенкийские мастерицы традиционные круглые ковры из оленьего меха. эвенкийские узоры

В коллекции народного искусства хранится 4 круглых эвенкийских ковра-«кумалана». Практически все датируются 1980–90-ми годами, что, конечно, говорит лишь о тенденции пополнения фонда таким типом экспонатов в данный период. Однако два экземпляра по форме и содержанию носят достаточно экспериментальный характер, возможно, из-за того что в период их создания активно менялся быт аборигенов. В связи с несоответствием изделий традиционной символике, присущей этому типу ковров, автор не может здесь рассматривать данные экспонаты. Сама же традиция изготовления круглых ковров довольно древняя. эвенкийские узоры

Идея ковра-кумалана, как уже упоминалось в предыдущей статье, происходит из чисто практической необходимости– уберечь спину ездового оленя от натирания деревянным седлом. Для этого и были придуманы шерстяные коврики прямоугольной формы с закруглёнными углами, суженные к своей средней части по продольной оси (для предотвращения соскальзывания со спины животного). Постепенно утилитарность перешла в эстетику и символизм. Кумалан стали богато украшать меховой мозаикой, чередуя отрезки меховых шкур, разные по тону и цвету. А вместо спины оленя стали декорировать пространство дома. Возможно, именно так из подседельной подстилки изделия перешли в разряд интерьерных украшений, и по убранству вещи можно было определить благосостояние семьи, владеющей ковром. По-видимому, за утратой функции была пересмотрена форма, перешедшая из зауженного и скруглённого в углах прямоугольника в круг – более эстетичный и подходящий к интерьеру.

Круглые кумаланы в Дальневосточном художественном музее – образцы декоративной меховой мозаики. Традиционную их форму можно увидеть на коврах мастериц А.Д. Чепаловой и Е.А. Яковлевой. эвенкийские узоры

Ковёр, созданный в 1980-х годах Екатериной Александровной Яковлевой (главное фото), по композиции похож на строение колеса, поделённого на четыре концентрических круга. В центре – темный кружок. От него симметрично идут шесть лучиков из рыжего меха, с чёрной окантовкой, за которой следуют два круга с нашитыми треугольниками, чередующимися по размерности и цветам коричневой и белойгаммы. От четвёртой секции третью отделяет бахрома из чередующихся бежевых и тёмно-коричневых кисточек. Оторочка ковра аналогична бахроме, обе сделаны из меха задней стороны оленьей ноги, где волос довольно длинный.

(рис.1) Чепалова А.Д. - Ковер 1991г.

Близкий по композиции кумалан 1991 года мастерицы Анастасии Дмитриевны Чепаловой (рис. 1)также имеет четыре концентрических кольца, центр, украшенный звездообразной фигурой из тонких меховых полосок. Но здесь, в отличии от предыдущего ковра, два тона: светло-бежевый и тёмно-коричневый – чередуются монолитно, то есть каждая отдельная концентрическая окружность имеет свой единый оттенок, с узорчатыми вкраплениями противоположных цветов, что придаёт ковру особую контрастность, удерживающую взгляд зрителя.

В рассматриваемых коврах центральная окружность украшена сильнее остальных. В этой части мы отчётливо видим солярные знаки. От центра по коврам идут концентрические круги светлого и тёмного цветов. Эта ритмика в контексте символики ковра ассоциируется со световыми волнами, идущими от источника и передающими живительные свет и тепло людям.

Таким образом, традиционные круглые кумаланы из оленьего меха согревали не только тело, но и душу эвенков в холодные времена года. Приходите в ДВХМ на выставки, посвящённые аборигенному искусству Крайнего Севера, наши ковры согреют и вас.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Яковлева Е.А. - Ковер круглый эвенкийский 1980-е


  • Миф о трёх солнцах на нанайских коврах из коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен