В пандемию россияне сметали с прилавков туалетную бумагу, тушенку и гречку. Эта крупа богата витаминами группы B и минералами. В Хабаровском крае её выращивали во времена СССР. Потом в регионе стала популярной соя. Сейчас гречка вновь возвращается на наши поля. В районе имени Лазо предприниматель засеял 350 гектаров гречихой. компания сервис агро

Компания «Сервис-Агро» приступила к работам в районе села Зоевка в 2021 году. Перспективный инвестпроект поддержал краевой и федеральный минсельхоз. Это первый в крае пример возрождения частником мелиоративной системы. Сейчас инвестор трудится над вторым участком площадью почти в одну тысячу гектаров, попутно обрабатывая близлежащую территорию.

— Мы зашли на это поле, его площадь 70 Га, пару дней назад, — говорит Игорь Капырин, генеральный директор компании. — Оно не так сильно заболочено, как соседние участки. И мы решили сразу его перепахать, взборонить и посадить гречиху. Во-первых, уже то, что она тут будет расти, уже значит, что после нее почва будет лучше. А землю необходимо обновить и подкормить, после сои, которую тут раньше выращивали. Но греча не просто сидерат – она сама по себе ценный пищевой ресурс. И мы решили попробовать. Закупили 22 тонны зерна, которое сеем на площади в 350 гектаров. Примерно по тонне с гектара планируем урожай получить. Но это если не зальёт её дождями.

компания сервис агро

К севу приступили в конце июня. Это нормальные сроки для культуры, объясняет главный агроном компании Кирилл Иваненко. Почва прогрелась и достаточно увлажнена, значит, вскоре появятся всходы. Цвести гречиха начнёт уже в июле. Чтобы опыление проходило равномерно, планируют пригласить пчеловодов. Для них это просто подарок – один гектар цветущий гречихи может прокормить две пчелосемьи, которые соберут до 80 килограммов целебного и вкусного мёда.

— Гречиху выращиваем исключительно на зерно, перекапывать почву с ней, как мы это делаем с овсом, не намерены, — продолжает Игорь Капырин. — К сожалению, в крае нет элеваторных центров для её обработки, но есть в Амурской области. Уходим от сои, уходим от Китая, стараемся перейти на нашу дальневосточную культуру, на российский продукт, на гречиху. Если всё будет по плану, то в следующем году засеем этой культурой уже две тысяч гектаров. Земли хватает – у нас в аренде почти шесть тысяч гектаров. Хватит и для производства гречки, и на корм коровам. Проект рассчитан до 2026 года. Мы раньше планировали здесь же коровник строить на 1200 голов, сейчас подумываем приобрести участок «Хорской бурёнки». Так, конечно, коровами уже даже не пахнет, всё разрушено, но есть коммуникации, инфраструктура. Всё же проще будет, чем в чистом поле здание возводить, подводить к нему воду, электричество, дорогу строить. Но это, конечно, пока не решено, ждём, что скажут по цене. Если сойдёмся – хорошо, если нет – подумаем над другими вариантами.

Сейчас инвестор параллельно с севом гречихи работает над второй очередью мелиоративной системы. Чтобы отвести воду с полей необходимо рыть каналы, вырубать деревья. И потом постоянно следить за тем, чтобы дренажи не зарастали ни кустарником, ни подлеском.

— Мы планируем к лету 2024 года второй этап мелиорации завершить, — продолжает Игорь Леонидович. — В прошлом году подали документы в региональный и федеральный минсельхозы и компенсировали 50% понесенных затрат – порядка 70 миллионов рублей. В этом году вновь собираем пакет документов. Без помощи государства это очень сложно поднять, никаких денег не хватит. Если средства выделят – сразу работа пойдет веселее, пригоним ещё техники. Сейчас у нас стоит вопрос о выкупе этой земли. Уже три года мы пробыли здесь арендаторами у федералов. Так как мы хорошие плательщики, все правильно платим, то есть сейчас стоит вопрос о выкупе, будет уже другой подход, потому что это уже не федеральная, а наша земля будет. Земля это будущее. Как бы там не говорили - Хабаровский край, плохо растет - всегда есть какие-то культуры, которые здесь будут расти.

Сельское хозяйство на Дальнем Востоке – это ежедневная борьба с природой, говорит Эдуард Гладун, и. о. начальника управления инвестиционного развития и мелиорации министерства сельского хозяйства Хабаровского края. И заброшенные мелиоративные системы, коих в крае больше 120, нужно у природы отбивать. Иначе регион теряет деньги. Проведение гидромелиорации даёт возможность получать гарантированный урожай.

— Вот некоторые фермеры действуют нерачительно, — говорит Эдуард Гладун. — Возделывают поле, а посередине у них растет дерево. Ну выруби его, это не такие большие затраты. Но нет, он будет его обходить, а это значит, что вокруг дерева образуется как бы блюдце - оно вокруг себя удерживает воду, как болотце со временем.

Глядя на успехи первого этапа мелиорации компании, сельхозтоваропроизводители сейчас активно вовлекаются в этот процесс. Обращаются в минсельхоз для оформления заявок. У нас многие в Амурском, Комсомольском, Нанайском районе, в районе имени Лазо готовят проекты по осушению земель. Конечно, они немного скромнее по масштабам, но тем не менее в их общем количестве мы ждем достаточно хорошие результаты в будущем периоде. Мы активно проводим работу по постановке бесхозных земель на кадастровый учет. С прошлого года поддержали Нанайский и Солнечный район. Поставили на учет земельные участки больше 500 Га, предоставили сельхозтоваропроизводителям.

Проблема в том, что мы не можем приступить к восстановлению мелиоративных систем, если на нее не оформлен документ и право собственности. Поэтому активно вовлекаем в этот процесс муниципалитеты, компенсируем затраты муниципальных образований на проведение этой работы. В текущем году мелиоративная система «Котиковское» в Вяземском районе встанет на учет и обретет собственника. В следующем году уже планируем 3-5 мелиоративных систем поставить на учет. Есть договоренность с Нанайским районом, мы приступим к постановке на учёт системы Троицкое.

Мария Полякова Фотографии: министерство сельского хозяйство края


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен