В экспозиции Дальневосточного художественного музея есть картина, которая, несмотря на свой маленький размер, неизменно привлекает внимание посетителей. Это изящная, яркая по колориту, тонкая, на грани миниатюры, по написанию картина В.И. Якоби «Семья художника». Валерий Иванович Якоби (1834 – 1902) родился в Казани в семье помещика и после окончания гимназии поступил в местный университет. С началом Крымской компании он прерывает учебу, записавшись в ополчение и отправляется на войну. Однако повоевать молодому Якоби не пришлось, пока Казанское ополчение добиралось до линии фронта, война закончилась. Будущий художник домой не вернулся, поехал в Петербург и осуществил давнее желание – поступил в Академию художеств. Учился Валерий Иванович легко и успешно, получив за время обучения все возможные академические награды.

Будучи студентом старших курсов, он знакомится с Александрой Тюфяевой, с которой проживет более десяти лет. Александра Николаевна, прозванная «Северной Венерой», была, по воспоминаниям современников, удивительно красивой женщиной. Многие факты ее невероятно насыщенной биографии до сих пор вызывают горячие споры и сомнения. В Петербурге она появилась после того, как сбежала от первого мужа – Василия Александровича Тюфяева, за которого, по ее словам, была выдана против своей воли. Скрываясь от разыскивающей ее казанской родни, она берет фамилию Якоби, хотя их брак с художником никогда не был зарегистрирован. В 1962 году В.И. Якоби окончил Академию, получив Большую золотую медаль за выпускную работу «Привал арестантов». По слухам, впечатление от этой картины сподвигло Александра II на некоторые реформы в законах о содержании каторжан.

Как пенсионер Академии, Якоби отправляется в Европу, «прекрасная Александрина», как будут называть ее в Италии, отправляется вместе с ним. Некоторое время пара живет в Германии, где в июле 1862 года в городе Дрездене родился их сын Владимир. Затем они едут в Швейцарию, Францию и, наконец, на довольно долгое время останавливаются в Риме.

Именно в Риме в 1867 году В.И. Якоби пишет «Семейный портрет». Работа написана с присущей мастеру эффектной композицией, яркими костюмами, богатым интерьером и многочисленными аксессуарами. Время нахождения четы Якоби в Риме – это время Джузеппе Гарибальди, возглавившего восстания против австрийского владычества. Участие Александры Якоби в гарибальдийском движении сегодня трудно оценить объективно. По разным источникам она была сестрой милосердия и помогала раненым революционерам, вела репортажи с передовой и по поручению самого Гарибальди освободила из римской тюрьмы его адъютанта, проникнув в тюремный замок под видом его невесты. Ее жизнь в Италии полна романтических мифов в большей степени благодаря самой Александре Николаевне.

Доподлинно известно, что она оказывала движению и моральную, и материальную поддержку, привлекая все своих многочисленных знакомых к сбору средств. В Италии Якоби, как и в Петербурге, примкнула к прогрессивному, свободомыслящему обществу, много писала, пропагандировала феминистические идеи. Общалась она и с колонией русских художников, среди которых был В.П. Верещагин, влюбленный в Александру и написавший ее портрет.

По возвращении из Италии Валерий Иванович Якоби получил звание академика, стал членом академического Совета Императорской Академии художеств. Художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, однако он пробыл в нем лишь до 1872 года. Охладев к революционным идеям, В.И. Якоби пишет картины на исторические и академические темы, преподает историческую живопись в академических классах.

Активность Александры Николаевны не ослабевает. Она пишет мемуары, публицистику, издает детский и женский журналы, борется за права женщин. Взаимоотношения в семье становятся напряженными. Немалую роль сыграли здесь и финансовые проблемы, которые начались еще за границей. Дорогая европейская жизнь вынудила художника продать свою золотую академическую медаль. Возвращение на родину финансового положения семьи не исправило. В конце концов полное охлаждение супругов друг к другу приводит к разрыву отношений. Валерий Иванович часто выезжает за рубеж, деятельность Александры Николаевны была тесно связана с Петербургом. Оставаясь на фамилии «Якоби», она родила двоих детей, отцом которых художник уже не был. Это стало причиной обращения его в высшие инстанции с тем, чтобы «отобрать подписку у госпожи Тюфяевой (А. Н. Толиверовой – один из журналистских псевдонимов Александры) о том, что она не будет именовать себя его фамилией».

Их общий сын Владимир, изображенный на картине маленьким мальчиком, и считавшийся незаконнорожденным, жил отдельно от матери и общался только с отцом. Многочисленные попытки узаконить сына, предпринятые Валерием Ивановичем, увенчались успехом и позволили Владимиру проживать в Петербурге. Дальнейшая судьба его неизвестна.

В 1891 году В.И. Якоби был уволен из академии в связи с «преобразованиями», оставаясь петербуржцем, подолгу жил в Алжире и на юге Франции. Скончался в 1902 году в Ницце. Александра Николаевна вышла еще раз замуж за амурского подъесаула Д. Н. Пешкова, известного своим конным путешествием из Благовещенска в Санкт-Петербург. Брак этот был недолгим и бездетным. Александра Николаевна дожила до Октябрьской революции, встретив ее с присущим ей революционным пылом и энтузиазмом. Умерла она 1 декабря 1918 года и похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга.

Коновалова О.Г. зав. отделом ДВХМ


  • «Сельский праздник» фламандского художника в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен