В фондах Дальневосточного художественного музея хранится несколько живописных произведений, происходящих из знаменитых собраний графов Кушелевых-Безбородко. фламандские художники

Николай Александрович Кушелев-Безбородко, получив в наследство свою часть коллекции, которую начал собирать его предок, один из крупнейших коллекционеров России XVIII века, А. А. Безбородко, в свою очередь завещал коллекцию Императорской академии художеств. Так в Академии появилась «Кушелевская галерея», которая после революции оказалась в Государственном Эрмитаже. Несколько полотен из галереи в 1931 году были отправлены в Хабаровск.

Среди этих произведений – выполненная на доске картина «Сельский праздник» неизвестного фламандского художника начала XVII века. Созданная в традициях национальной школы, она представляет излюбленный сюжет фламандских жанристов – кермессу (крестьянский праздник) с музыкой, веселыми танцами, забавными бытовыми сценками.

Собственно празднованию отводится вся нижняя половина картины, большая часть которой решена в темно-коричневой гамме и погружена в тень. Веселье, на которое зритель смотрит словно бы сверху вниз, происходит на улице, празднующие окружены со всех сторон домами, постройками, высокими деревьями. В этом едином закрытом пространстве праздничное действо разделяется на несколько мизансцен, некоторые из них – несомненно морализаторского характера, в них автор высмеивает неумеренность во всех ее проявлениях, будь то пьянство, обжорство или разврат. фламандские художники

С темой пьянства связаны несколько сценок: повар в фартуке, разливающий вино из большого кувшина в кувшины поменьше, и крестьяне, окружающие стол в правой части композиции. Художник словно противопоставляет два типа поведения: благочестивых он рассаживает за стол в левой части. Они сидят перед полными еще тарелками, ведут беседы, «восседают, как олимпийские божества, смеясь и ссорясь» (Х. Г. Гото). В правой части картины – пир уже в разгаре, крестьяне пьют, спят, блюют, мочатся – и все это они делают, не отходя от стола. Эти персонажи изображены рядом с сеновалом, что, вероятно, является отсылкой к фламандской пословице: «Кто ведет себя, как свинья, тому место в свинарнике».

Теме обжорства также посвящено несколько эпизодов: кто-то готовит еду в огромном чане на костре, размешивая ее длинной палкой, пара несет переполненную огромную кастрюлю, каждый стол уставлен многочисленными яствами.

В левой части, отдельно от остальных, в дверях дома, изображена целующаяся парочка – типичный способ художника намекнуть на греховную распущенность предающихся любовным утехам.

В центре композиции стоит на бочке поддерживаемый крестьянкой музыкант, непременный участник сельских празднеств. Он играет на волынке, смешно надув щёки. Под музыку пляшут несколько пар, другие собираются к ним присоединиться. В ворота входят остальные гости. фламандские художники

Эти незамысловатые формы веселья были способом забыть о трудных, порой очень тяжелых, буднях, неслучайно мотив сельских праздников стал очень распространен во фламандской живописи XVII века.

В общей темной гамме первого плана яркими красными и белыми пятнами одежд и падающим светом выделяются несколько групп, написанных у нижней кромки работы. Фигуры пляшущих крестьян, стоящего спиной к зрителю собеседника седовласого повара, пьющего из кувшина пузатого мужика и присевшей рядом со столом крестьянки являются точками, от которых художник развивает движение в глубь картины.

Отделенной от праздника взрослых воспринимается сценка с бегущими по деревенской улочке мальчиком и собакой, изображенная справа на втором плане – самом светлом, освещенном теплым солнечным светом, заполненном желтыми домиками и особенно тщательно прописанными кронами деревьев в центре композиции. Пейзаж, традиционно исполненный на третьем плане, исполнен, напротив, очень обобщенно. фламандские художники

В левом нижнем углу работы можно увидеть фальсифицированную подпись Питера Брейгеля. Так как подпись лежит на лаковом слое, очевидно, что поставил ее не сам автор, а вероятнее всего – некий продавец, который стремился продать работу как можно дороже, выдав ее за творение великого мастера. Таким образом «Сельский праздник» неизвестного фламандского автора, работавшего в начале XVII века, стал еще одним свидетельством невероятной популярности Питера Брейгеля Мужицкого и одной из его любимых тем – сюжетов из крестьянской жизни.

Фролова Е. А., заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Три гравюры из собрания Дальневосточного художественного музея по шедеврам П. П. Рубенса», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен