Ковры больше не украшают стены квартир, теперь никаких лишних узоров на стене. Однако это не просто элемент декора, а отражение целой культуры. Не обошло тонкое искусство коврового орнамента и коренных жителей Дальнего Востока. Познакомиться с их творениями теперь можно в Гродековском музее. Корреспондент «Хабинфо» узнавал тайны приамурских мастериц. нанайский ковер

В переплетении линий притаились тигр и ящерицы

Разноцветный чешуйчатый орнамент, отсылающий к мифологическому дракону, контрастные узоры, в которых угадываются рыбы и лягушки, – такие ковры совсем не похожи на знакомых с детства ворсовых оленей или переплетению стандартного орнамента на красном фоне. К коренным народам мода на ковры пришла только с активным заселением Дальнего Востока: в традиционном жилище были только циновки и накидки на сундуки. А протоковром, по словам Галины Титоревой, куратора выставки, можно считать постельные принадлежности с узорчатыми композициями.

– Они появились приблизительно с середины XIX века, когда стала активно осваиваться территория Дальнего Востока, сюда стали приезжать славяне и строить срубные дома. И наши нанайцы всё это копировали и начали переезжать в такие дома. А раньше негде было вешать эти ковры, были только циновки. Вообще аналоги коврам – постельные принадлежности. Даже матрац был своего рода ковром, потому что в середине была орнаментальная композиция. Поэтому это был естественный переход от постельных принадлежностей к ковровому искусству, – рассказала Галина Титорева.

На выставке около шестидесяти ковров, большая часть из них текстильные. Творения нанайских мастериц можно узнать по крупным узорам и ромбам, символизирующим Солнце. Отсылают они и к мифу о трёх светилах, два из которых убивают герои сказаний. Но среди геометрии и мифов можно заметить на ткани и символы ушедшей эпохи – серпы и молот соседствуют с драконами и оленями.

Ещё одна тонкость – символика трех священных нанайских цветов: красный, чёрный или зелёный и синий, показывающие все стороны бытия человека и природы. А вот жёлтый цвет на фоне уже авторский почерк.

Ковры с оленем бывают и из меха

- Красный, как цвет крови и жизни. Зелёный или чёрный – земля и растительность. Синий и голубой – вода, воздух, река. У них есть специальные флаги – тун, имеющие эти три цвета. Шаман при обряде восстановления сил ходит по домам, а ему дают тряпочки этих цветов. Жёлтый – это уже современное декоративное искусство. Нельзя сказать, что это новодел, подражание или копирование, это традиционно, но уже авторский почерк, – объяснила куратор выставки.

А у ульчей вышивка тоньше и много синего цвета. Хотя сделать такой ковёр непросто: одна вышивка занимает больше года, не считая изготовления орнамента и раскрой. нанайский ковер

Но стоит повернуться от тканевых ковров - и вот уже не изящная вышивка, а меховые творения эвенков и эвенов. Они притягивают не только взгляд, но и руки. Так хочется потрогать пушистые квадраты, особенно трудно удержаться детям. Контраст белого и темного меха, изумрудные утиные шейки у негидальцев мастерицы искусно сшивают или вырезают на материале изображение, а затем вшивают другой цвет. И вот уже перед нами мягкие композиции с оленем или абстрактные узоры.

Предметы для выставки собраны из семи музеев Дальнего Востока, два из которых – ДВХМ и Гродековский. «Ковры Приамурья» (6+) уже побывали в Санкт-Петербурге и Иркутске, а следующем году выставка отправится на Сахалин.

Погрузиться в приамурскую ковровую абстракцию можно в Гродековском музее с 10 до 18 часов, понедельник – выходной.


  • Приамурские текстильные ковры в ДВХМ - читайте по ссылке.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен