Пятисерийный мини-сериал «Чернобыль» (18+) от канала HBO, премьера которого состоялась в 2019 году, вызвал массу положительных отзывов, как критиков, так и обычных зрителей. Правда, при этом были и достаточно резкие высказывания в негативном ключе. Разумеется, вопросы симпатий-антипатий каждый зритель решает для себя сам, и это его полное право. Не претендуя на истину в последнем лице, мы подготовили свой обзор этого, безусловно, интересного проекта, вполне заслужившего внимания, которым его одарили российские зрители.

Чернобыль

Источник: amediateka.ru

В первую очередь, ещё раз отметим, что это, снятый американским каналом HBO совместно с британской телесетью Sky, мини-сериал об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. И это вовсе не вердикт, в духе, раз Запад, то и снять ничего путного про Россию кроме клюквы не смогут. Канал HBO как раз славится своими историческими сериалами, снятыми с огромным вниманием к деталям и стремлением достоверно передать характеры героев. Среди их безусловных успехов на поприще истории следует отметить такие сериалы, как «Рим» (18+) и «Дэдвуд» (18+), а также мини-сериалы «Братья по оружию» (18+) и «Поколение убийц» (18+). По своему размаху все они близки к эпическому кинематографу, хоть и реализующемуся в рамках телевидения. Да, как и свойственно сериалам, в них больше внимания уделяется драме персонажей, а иногда и откровенной мелодраме. И в меньшей степени — масштабным историческим событиям, но таковы законы формата. Но и в жанре костюмированной драмы, сосредотачивающейся в первую очередь не на значимых событиях, а на эпохе, стремясь поразить зрителей костюмами и декорациями, а не эпичностью сюжетной составляющей. Такие драматические костюмированные сериалы, как «Винил» (18+) и «Подпольная империя» (18+) тоже вполне заслуженно получили свою долю зрительских симпатий и хвалебных отзывов.

Но, разумеется, были опасения, что раз дело касается России, то непременным атрибутом сериала станут огурец-селёдка-водка, ушанка с балалайкой и злые медведи на улицах. Но нет, ничего этого нет и в помине. Как и во всех своих исторических проектах, создатели сериала ответственно отнеслись к изображению советской действительности и бережно воссоздали внешний облик той эпохи. Обошлось без «клюквы», хоть и не все обозреватели с этим согласны (об этом позже).

Также стоит лишний раз напомнить, что HBO снимал не документальный, а игровой сериал. Следовательно, не стоит ждать от данного проекта безусловного следования хронике реальных событий и появлению на экранах исключительно исторических персоналий. Всё-таки, это в первую очередь художественное произведение, так что элемент вымысла в большей или меньшей степени вполне допустим. И, разумеется, мы имеем дело с авторским видением этой истории и оценками ситуации, которые дают создатели фильма, а они, даже при всём желании, не могут быть максимально объективны. Но, даже учитывая элемент субъективизма, далеко не всестороннее знание фактов о Чернобыльской аварии и «художественность» этого сериала, следует отметить, что в итоге получился вполне достойный продукт.

Резонансное событие

Итак, Чернобыльская катастрофа, произошедшая 26 апреля 1986 года, используя техническую терминологию, представляла собой разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной близ города Припять. Реактор был разрушен полностью, а в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Были заражены тысячи квадратных километров территории нескольких областей Украины, Белоруссии и России, радиоактивному заражению подверглись десятки тысяч людей, а сотни военнослужащих и пожарных, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии, погибли от лучевой болезни. Государству эта катастрофа стоила десятки миллиардов рублей.

Источник: скриншот из мини-сериала «Чернобыль»

Не будем вдаваться в технические подробности и пошаговое восстановление этих событий, о которых при желании можно найти массу информации. Остановимся лишь на некоторых моментах. Подлинные причины аварии до сих пор неизвестны. Есть несколько «официальных» версий и масса альтернативных. Вначале вся ответственность была возложена на персонал и руководство электростанции. Пресловутый человеческий фактор. Причиной было объявлено совпадение целого ряда нарушений, суммарно приведшее к таким катастрофическим последствиям. Однако позже, когда ситуацию рассматривали повторно, степень виновности коллектива АЭС, на который валили всё от нарушений правил эксплуатации реактора до замалчивания аварии, была уменьшена. Стали говорить о проблемах в конструкции реактора, который не соответствовал нормам безопасности и имел ряд «опасных конструктивных особенностей». Что касается персонала, то он по-прежнему обвинялся в допущении ряда ошибок, но перестал быть единственным виновником катастрофы. Остальные версии в большей степени основаны на домыслах и варьируются от теоретически возможных до полного бреда, так что не станем уделять им внимание.

Для историков эти события стали прямым следствием политики Михаила Сергеевича Горбачёва, известной как «ускорение». Этот курс был провозглашён в апреле 1985 года и включал в себя такие идеи, как организация трёх-четырёх сменного режима работы, проведение механизации и автоматизации силами местных рационализаторов, ставка на энтузиазм молодёжи. Однако, «голый» энтузиазм, не подкреплённый достаточной квалификацией работников и необходимой техникой, привёл не к «ускорению», а к увеличению… числа аварий в различных отраслях хозяйства. И Чернобыльская катастрофа стала самой масштабной из них.

Первое сообщение об аварии сделали по радио только спустя 36 часов после катастрофы, 27 апреля. Тогда и началась эвакуация жителей. А 28 апреля уже ТАСС передало сообщение об аварии и повреждении одного из реакторов, но подробности не сообщались. Подлинный масштаб катастрофы решили утаить, чтобы «предотвратить панику». В итоге, это стало поводом для кампании критики системы.

Источник: скриншот из мини-сериала «Чернобыль»

В пяти сериях

Мини-сериал «Чернобыль» в пяти сериях рассказывает историю аварии на Чернобыльской АЭС. В сериале освещены не в хронологической последовательности сама авария, ликвидация её последствий и расследование причин катастрофы. Его главные действующие лица — академик Валерий Алексеевич Легасов, заместитель председателя Совета министров СССР Борис Евдокимович Щербина, заместитель главного инженера по эксплуатации Чарнобыльской АЭС Анатолий Степанович Дятлов — реальные участники тех событий. Как и директор Чернобыльской АЭС Виктор Петрович Брюханов, командир 6-й самостоятельной военизированной пожарной части по охране города Припять Василий Иванович Игнатенко, не говоря уже о генеральном секретаре ЦК КПСС Михаиле Сергеевиче Горбачёве. Разумеется, не обошлось и без вымышленных персонажей. Среди них самой заметной фигурой является героиня актрисы Эмили Уотсон — Ульяна Хомюк, ученая из Института ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР. Но это собирательный образ многих учёных, занимавшихся расследованием Чернобыльской аварии, что вполне допустимо в художественном произведении. Как и многие другие рядовые участники этой трагедии, которые стали статистикой. И достоинство сериала, это рассказ об отдельных персонажах, из маленьких историй которых и складывается большое повествование о Чернобыльской катастрофе.

Создатели сериала провели огромную работу по детальному восстановлению картины жизни советских людей в 1986 году. Сценарист Крейг Мазин даже посетил Чернобыльскую зону отчуждения (30-километровая зона, подвергшаяся интенсивному загрязнению). Съёмки проводились в Литве, а в Чернобыльскую АЭС превратили Игналинскую, внешне похожую на неё (настолько, что её называли «сестрой Чернобыля») и даже имеющую ядерные реакторы такого же типа. Но, как известно, «дьявол коренится в деталях», поэтому, чтобы добиться максимального погружения зрителей в эпоху, создатели искали реквизит на рынках Киева, в фондах «Белорусьфильма», российских магазинах бывшей в употреблении одежды и отыскивали через сайты предметы советского быта 80-х годов. Даже визуальное оформление доверили выходцам из СССР. Конечно, недочёты имели место. Особенно въедливым зрителям бросились в глаза современные стеклопакеты.

Джаред Харрис в роли Валерия Легасова. Источник: скриншот из мини-сериала «Чернобыль»

Но главные «перегибы» обусловлены традиционным для Запада восприятием СССР как «империи зла». Отсюда и охранники, подгоняющие автоматами шахтёров для рытья шурфа в опасной зоне (на деле шахтёры были добровольцами), и работа шахтёров круглыми сутками (в реальности — посменно 3 часа в сутки). Да и маленькая толика «клюквы» всё-таки просочилась: не встречали инженеров, выполнявших опасную операцию, бутылкой водки, а те не пили её сразу из горла. Но если уж современный отечественный кинематограф постоянно грешит подобными перегибами, то чего ждать от западного? Были и другие неточности, иногда достаточно серьёзные, на которые создатели шли сознательно, исходя из своих художественных замыслов.

Безусловной удачей сериала можно назвать подбор актёров. Роль Лагасова исполнил британский актёр Джаред Харрис, которого российские зрители могли запомнить по фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс: Игра теней» (12+), где он играл профессора Мориарти. В образе Бориса Щербины предстал шведский актёр Стеллан Скарсгард, известный как поклонникам киновселенной Marvel, так и ценителям творчества Ларса фон Триера. Кстати, в фильме Триера «Рассекая волны» (18+) дебютировала в кино Эмили Уотсон, сыгравшая Ульяну Хомюк. Режиссёром сериала выступил Йохан Ренк, работавший над такими телепроектами, как «Мотель Бейтса» (18+), «Викинги» (18+) и «Ходячие мертвецы» (18+).

Источник: скриншот из мини-сериала «Чернобыль»

Вердикт

Стоит ли смотреть «Чернобыль»? Безусловно, в особенности, если вы любите крепкую и атмосферную продолжительную драму. Тем более, что это вовсе не надругательство над событиями относительно недавнего российского прошлого. Стоит лишь помнить, что это художественное произведение, не претендующее на подлинную документальность, но старающееся максимально приблизить нас к тем событиям. А недостатки? Да, они есть, но ведь никто не идеален!

Что еще посмотреть

Обратимся к вездесущему интернету. На кинопоиске представлено 14 фильмов и сериалов про Чернобыль. Среди них есть ленты производства России, Белоруссии, Великобритании, Украины, США, Австрии и ленты совместного производства нескольких стран, как документальные, так и в жанре драма, ужасы и фантастика. 

Фильм «После Чернобыля» (2021 г., 18+) совместного производства России, Украины и США рассказывает о группе американских туристов, которые во время путешествия по Восточной Европе обнаруживает заброшенный город Припять. Белорусский фильм «Запретная зона» (2020 г., 16+) также о группе, но теперь друзей, которая решает отправиться в поход. И из-за ошибки в навигации во время сплава по реке оказываются в зоне отчуждения. Действие картины происходит в 1989 году. 

В центре драмы «Земля забвения» (2011 г, 18+) совместного производства Франции, Украины, Польши и Германии  — личная трагедия молодой женщины из Припяти. Чья безмятежная и счастливая жизнь прерывается в день катастрофы на атомной электростанции.

Драма «В субботу» (2011 г., 18+) производства России, Германии и Украины рассказывает о неком Валерии Кабыше, который случайно узнал о катастрофе на Чернобыльской АЭС и теперь должен сделать выбор, —  спасти людей или выполнить приказ, чтобы предотвратить панику.

Российский фильм «Чернобыль» (2020 г., 12+) рассказывает о пожарном из Припяти Алексея Карпушина и девушки Оли, чьи отношения развиваются на фоне катастрофы.

А вот и два мини-сериала, оба производства Украины:  «Мотыльки» (2013 г., 18+) и «Черный цветок» (2016 г., 18+). Первый рассказывает об истории любви старшеклассницы Али и солдата срочной службы Паши, которая разворачивается на фоне одной из самых крупных техногенных катастроф. Похоже на сюжет российского фильма «Чернобыль», только  действующие лица другие. Действие второго мини-сериала также происходит в 1986 году. Выпускница педагогического института Лера отправляется в Припять, где встречает свою любовь —  инженера-ядерщика Витаса. Однако события апреля навсегда меняют их жизнь. 

Российский сериал «Чернобыль» (2022 г., 16+) повествует, о работе сотрудников украинского отдела КГБ СССР, которые обнаруживают интерес иностранных разведывательных служб к Чернобыльской АЭС. Сериал ограничился одним сезоном. 

Два сезона продержался российский сериал «Чернобыль: Зона отчуждения» (2014 – 2017 г., 18+). По сюжету пять молодых людей отправляются на поиски вора, который украл из квартиры родителей главного героя восемь миллионов рублей. Преступник сообщает, что конечная точка его путешествия — Чернобыльская АЭС и город Припять.

На этом художественные фильмы и сериалы закончились, но в списке есть еще 4 документальных фильма, которые будет интересно посмотреть.

«Голоса из Чернобыля» (2016 г., 18+), производства Австрии, Люксембурга, Белоруссии и Украины. Фильм снять по книге «Чернобыльская молитва» (18+) Светланы Алексиевич. Картина повествует о судьбах очевидцев аварии на Чернобыльской АЭС: учёных, ликвидаторов, журналистов, педагогов и обычных граждан.

Лента «Чернобыльские бабушки» (2015 г., 18+) производства США рассказывает историю ста женщин, живущих в заражённой радиацией чернобыльской зоне отчуждения.

Фильм «Чернобыль: 30 лет спустя» (2015 г., 18+) производство Великобритании приурочен к 30-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. И показывает, как выглядело место одной из самых страшных техногенных катастроф в истории в 2016 году.

И советский документальный фильм «Колокол Чернобыля» (1986 г., 18+), который рассказывает о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС.

Отдельно скажем о российском мелодраматическом фильме 1994 года «Год Собаки». В главных ролях снялись  Инна Чурикова, Игорь Скляр и Александр Феклистов. Фильм рассказывает о бывшем заключённом Сергее и одинокой женщине Вере, которые обретают недолгое счастье в заброшенной деревне, пострадавшей от радиации. В фильме не говорится напрямую об аварии, но всем понятно, о какой территории идет речь.

В ТЕМУ:
По силам ли монстрам хабаровский вестерн?

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен