Границы в прошлом году закрыли, самоизоляция накрыла, но появилось время подумать. Правда, не у всех и не всегда получилось сделать это в позитивном ключе. И вот посреди уныния и тоски Татьяна Фролова, руководитель театра «КнАМ» из Комсомольска-на-Амуре, всерьёз занялась счастьем: собрала истории, добавила литературную канву и представила их на сцене. Теперь театральное исследование успешно штурмует подмостки европейских сцен. Почему в России так много грустных – узнавал «Хабинфо». театр комсомольсктеатр комсомольск

Татьяна Фролова основала независимый театр «КнАМ» более тридцати лет назад. Площадка для экспериментов и поиска новых форм пришлась по душе не только комсомольчанам, но и западным зрителям - труппа регулярно гастролирует по Европе и Азии. Зимой прошлого года театр тоже собирался на фестиваль в Берлин, но границы закрыли за два дна до рейса. Мечту о европейской сцене пришлось отложить на неопределённый срок. Потом наступил локдаун, и спешить стало некуда, только расслабиться: вдоволь спать, гулять и читать. Тогда-то и родилась идея документального спектакля «Счастье». театр комсомольск

– Это был, наверное, самый прекрасный год моей жизни, когда не нужно было никуда спешить, всё было закрыто, я могла заняться тем, что реально хочу: спать, есть, гулять и читать всё, что хотела. Это было время, когда реально что-то поменялось у меня в голове. Я давно хотела исследовать эту тему - счастье. И я начала исследование в тот момент, когда весь мир был напуган, – вспоминает Татьяна Фролова. театр комсомольск

Татьяна Фролова со своими актерами

Тема счастья волнует её уже давно, но готовые спектакли все никак не выходили на желаемую задумку. В этот раз Татьяна решила так и назвать своё исследование – «Счастье». А понять, почему же мы все такие грустные, и где наша радость, помогли истории актёров театра и зрителей. Более сорока человек рассказали о своих чувствах и поделились воспоминаниями о былых отрадах. Правда, не все из них вошли в финальную версию. Как говорит режиссёр, историй там не на одну постановку. Результат подтвердил тезис: Россия всё-таки для грустных, а кто закрылся в себе, тот несчастлив.

– Я поняла, что Россия – для грустных. Как бы убедилась в этом тезисе. Но я начала исследовать, почему так происходит, и очень многое поняла из нашей истории: процесс автоматизации и расчеловечивания был начат очень-очень давно, практически уже сто лет происходит, поэтому люди у нас закрытые. Крепость не всегда в их собственной квартире, потому что в семье всякие конфликты бывают страшные, так что лучше уж закрыться внутри. И закрывшись, мы, собственно, стали мёртвыми: убили себя, радость и натуру. И стали ещё несчастнее, потому что нас откинули от изначальной правды, что все мы едины, что границ нет, – рассказала Татьяна.

Но в этой беспросветной, грустной и закрытой России есть место и спасению. По мнению Татьяна Фроловой, спасение можно найти в иллюзии, счастью без нее не выжить. Только семейные радости или обогащение не подойдут, нужно дело во имя высокой цели, уверена режиссер. Пришла она к этому через «Фауста», когда старый алхимик произнёс: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» –, принимая звуки рытья могилы за постройку дамбы. Хотя далеко в литературу можно и не углубляться, ведь есть и родной театр. Который не денег ради, а искусством пытается объединить и помочь.

– Иллюзия очень важна для человека. Счастье – это и есть иллюзия, в которую ты веришь. У нас в спектакле большими буквами написано о том, что люди могут быть счастливы только тогда, когда у них есть какая-то идея. Но это не идея личного обогащения или личного счастья, какого-то семейного, это не приносит удовлетворения, идея должна объединять большинство населения планеты, – отметила руководитель.

«Три месяца счастья»

С европейскими театрами «КнАМ» сотрудничает уже давно, а в этот раз гастроли растянулись на три месяца. Но начать тур в Лионе было непросто, другому отечественному театру даже отказали. Комсомольская труппа тоже выезжала с трудом, не без приключений: их дело решалось на уровне французского министерства. А потом был десятидневный карантин, переговоры через балкон, короткие два часа на прогулку до магазина. Но все восприняли это совсем не как заточение, а счастье и расслабление.

Тёплый приём на европейской сцене

Работать на мировом уровне непросто, признается Татьяна Фролова, нужен спектакль, который будет успешен не только у нас, но и на западе, где критерии сложнее. Надо быть в курсе современного искусства и чутко улавливать настроение людей, чтобы понимать куда движется мир – сформировать своё отношение и отобразить это на сцене. «Счастье» с восторгом приняли сначала дома, а скромные швейцарцы аплодировали стоя. На Корсике комсомольчане тоже собрали полный зал, а зрители подходили после спектакля и делились впечатлениями.

– Мы уловили тему разъединения сегодняшнего, тему выстроенных между нами и нациями границ, потому что мы все люди и хотим одного, у нас болит что-то практически одно: мы все хотим быть любимыми и счастливыми и мы думаем, что счастье конечно. Но как только начинаешь отдавать – получаешь больше, чем когда всё тянешь к себе, – заключила руководитель.

Оказалось в истории «Счастье» есть и другая сторона. Как рассказала Фролова - есть в нём и отражение российской действительности, пусть и с не совсем здоровыми тенденциями. Гонения на творческих людей - это не только про столицы, такие истории были даже в маленьком, родном для Татьяны Фроловой Комсомольске.

- Такая история была не только с Юлией Цветковой (режиссёркой молодёжного комсомольского театра, ее в 2019 году обвинили в распространении порнографии из-за публикаций в собственном паблике в соцсети - прим. автора) и не только с театралами - сажают даже за репост. Это уже становится привычным фоном не только для людей искусства, но и учёных, шахтёров и водителей. Так, моё отношение к гонениям на всех мыслящих людей вылилось в спектакль «Счастье». Это моя реакция на то, что происходит с нами: мы все сегодня соучастники того, что происходит. Уже есть и яркие примеры неудачного соучастия: читала, что члены избиркома Тувы заявили о фальсификации выборов, которые они сами же и делали, а им за это не заплатили, - рассказала Татьяна.

На образы и личные истории, воплощённые в акте искусства, откликнулись не только наши, но и европейские зрители. Теперь о «КнАМ» пишет западная пресса. Увидеть их на родной комсомольской сцене можно будет уже в январе, а вот хабаровские театралы пока в стороне – гастролей в краевую столицу театр пока не планирует.

Фото Татьяны Фроловой


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен