Пока одни закрывают свои проекты из-за неблагоприятной экономической ситуации, другие пользуются случаем и открывают новый сезон. Кинотеатр «Совкино» совместно с альтернативным музеем «Лимонарт» организовали первую встречу сезона по проекту «Крупный план» (16+). И посвятили её режиссёру Андрею Тарковскому, о котором зрители думали на протяжении трёх часов. Почему встречу поделили на три части, и какими не кинематографическими работами ещё известен кинематографист? совкино сегодня

Выжившие интеллектуалы

«Лимонарт» – один из немногих интеллектуальных проектов Хабаровска, который, можно сказать, выжил в эпоху пандемии. Подобный отдых на лекциях и экскурсиях, пожалуй, ещё предлагает музей современного искусства «Артсерватория». А вот «Персона грата» больше пока не привозит в краевую столицу именитых спикеров. С другой стороны, у нас есть свои хабаровские ораторы и эксперты, которые, например, неплохо разбираются в искусстве.

На встречу в «Совкино» люди пребывали заблаговременно, показывая на входе QR-кода и соблюдая масочный режим. Посадка в большом зале кинотеатра была через одного человека. Учитывая этот факт, любителей посвятить изучению искусства вечер четверга собралось на полный зал.

Встречу вели Татьяна Манухина и Эмилия Хмеленко, которые немного рассказали о своём проекте «Лимонарт». Они называют себя альтернативным музеем, потому что ничего не хранят и не экспонируют, но простыми словами рассказывают об искусстве. На первой встрече после недолгого перерыва ведущие решили рассказать об Андрее Тарковском. Точнее на примерах показать, как изобразительное искусство может быть органично вплетено в кинематограф и не просто так…

Эмилия Хмеленко и Татьяна Манухина. Фото из Инстаграма (ресурс запрещен в Российской Федерации) кинотеатра "Совкино"

Ораторы сразу признали себя не киноведами, потому подготовили необычную лекцию о творчестве советского режиссёра. Её поделили на две части. С опорой на услышанное, организаторы предложили хабаровчанам посмотреть фильм «Зеркало» (0+). Его восстановленную копию специально купили у киноконцерна «Мосфильм» с подписью гендиректора Карена Шахназарова.

Все, кто не хотел слушать лекцию, но очень хотел посмотреть работу Тарковского на большом экране, могли бесплатно пройти в зал после лекции. Но для тех, кто не является ярым фанатом Андрея Арсеньевича, кто не читал его личные дневники и монографию кинокритика Майи Туровской, было весьма интересно узнать, что главный герой встречи был ещё художником и фотографом. Как это случилось – кратко рассказываем.

Дом, в котором…

Первые полчаса лекции вела Татьяна Манухина, лектор, экскурсовод, каллиграф и сотрудница дальневосточного художественного музея. Она рассказала о том, что Андрей Тарковский был против того, чтобы режиссёр выступал проводником, а считал, что есть искусство, а есть зритель, между ними никого не должно быть.

Путь одного из знаменитых невозвращенцев вполне обоснован, ведь он родился в творческой семье. Его отец Арсений Тарковский был поэтом, а мама Мария Вишнякова – литератором и корректором. Ещё у Андрея была сестра Марина. Из-за тревожного советского времени семья часто кочует. Сначала они переехали в Москву. Но во время эвакуации в пору Великой отечественной войны Тарковские попадают в небольшой городок Юрьевец Ивановской области. Это место запечатлено на холстах многих известных художников, например, Алексея Саврасова и Исаака Левитана. Маленький Андрей тоже вдохновлялся этими пейзажами. Сейчас там открыт музей кинорежиссёра. Образ дома будет лейтмотивом в творчестве Тарковского, как в фильмах, так и в изобразительном искусстве.

Впервые насыщаться искусством маленький Андрей стал во время перелистывания книг с картинами итальянского художника Леонардо да Винчи. Они стояли у отца дома, этот момент отразился в фильме «Зеркало». Именно на полях тех самых томов и делал свои первые карандашные рисунки будущий художник, в широком смысле этого слова.

Он не смог окончить художественную школу из-за проблем с лёгкими, которые впервые обнаружились у тогдашнего семиклассника. Собственно, из-за рака лёгких Андрей Арсеньевич и умер в 54 года в Париже. А будучи мальчиком в больнице, он рисовал наброски палаты. Больше всего поражает автопортрет, написанный в то время, где уже видно абсолютное владением линией.

Позже Андрей проявит своё мастерство в таких жанрах, как экспрессионизм, реализм, абстракция, натюрморт и пейзаж. В основном он писал акварелью, гуашью и карандашом. Редко использовал масло, потому что оно стоило дорого.

Впервые большая выставка его работ состоялась в Санкт-Петербурге в 2017 году под названием «Андрей Тарковский. Художник пространства» (16+). На ней были представлены экспонаты из архивов семьи и частных коллекций. Сейчас часть этого достояния можно увидеть в книге с одноимённым названием.

Предполагается, что нарисованы сестра Андрея Марина и кот

Но не только картины поражают взор людей, не менее примечательны и фотоработы Андрея Арсеньевича. Он делал полароидные снимки, за которые нынешние ценители готовы отдать немалые деньги. На лондонском аукционе девять оригинальных снимков продали почти за 2,6 млн рублей. Чего только не сделаешь ради того, чтобы завладеть частицей гения?

Если судить по личным дневникам режиссёра за 1970-1986 годы, которые собраны в книге под названием «Мартиролог» (16+), то его последний рисунок был сделан за 14 дней до смерти, 15 декабря 1986 года, где он нарисовал дом с кипарисами…

Игры Тарковского и зрителя

Вторую часть лекции вела журналист по образованию Эмилия Хмеленко. Она поделилась мыслью о том, что режиссёры в своих лентах часто передают приветы или цитируют кого-то. Но у Тарковского всё немного иначе, так он выстраивал диалог зрителя в контексте фильма с конкретным произведением искусства.

Подобные диалоги он мог вести в роли созерцателя в Третьяковской галерее. У него с друзьями даже была игра, в которую современному поколению будет очень сложно сыграть. Нужно по фрагменту картины из Третьяковской галереи угадать её название. Тарковский всегда выигрывал, потому что знал все экспонаты наизусть.

Но в свои фильмы он, например, вкраплял гравюры немецкого живописца Альбрехта Дюрера. Например, в «Иванове детстве» (12+) главный герой смотрит на рисунок «Рыцарь, смерть и дьявол» и не понимает, что на ней изображен он сам.

Иллюстрации к «Дон Кихоту» того же художника появляются в «Солярисе» (12+). Дважды зрителю показывают одну и ту же картину, намекая, что в конце романа Мигеля де Сервантеса развенчиваются иллюзии Дон Кихота и Санчо Панса так же, как открываются глаза на реальность у главного героя кино Криса.

Завершилась лекционная часть небольшим экскурсом о фильме «Зеркало». Картина посвящена семье режиссёра, она автобиографична и нелинейна. Поэтому, в некоторой степени, вводная часть помогла зрителям понять непростую, но искреннюю работу. Да и нужно ли её понимать, когда просмотр может помочь разобраться в самом себе. Однажды очень точно сказал политик Григорий Явлинский о фильме «Зеркало». совкино сегодня

– Фильм о вашей, о нашей, о моей, о твоей жизни, которую ты сам не видишь, просто потому, что сам в ней участвуешь. Как без зеркала ты не видишь свои уши, так без этого фильма ты не видишь свою жизнь. Но делать это так, чтоб увидели себя все, и каждый увидел своё – это и есть Тарковский.

Удалось ли хабаровчанам приблизиться к гению Тарковского? Своим отзывом в соцсети Инстаграм поделилась одна из зрительниц Дарья Головина. совкино сегодня

– Нелегко смотреть фильмы этого режиссёра, но теперь некоторые вещи стали понятней. Я этот фильм смотрела [во] второй раз. В первый просмотр очень много, чего было непонятно, путалась в героях, во времени, но после лекции и в кинозале – хорошо зашло, более-менее разобралась. Поняла, что такие фильмы [надо] смотреть на большом экране – то, что нужно: ты полностью в атмосфере и погружаешься в кино. совкино сегодня

Собственно этого, полагаем, и добивались организаторы встречи, сделать искусство более понятным широкой массе зрителей. Как сказал бы Андрей Тарковский, давая высшую оценку произошедшему: «Это сыр, это Рокфор!». совкино сегодня

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен