Знатоки искусства, конечно, хорошо знают и ценят художника-мыслителя, художника-философа Никола Пуссена. А знают ли хабаровчане, что в нашем Дальневосточном художественном музее тоже можно прикоснуться к творчеству этого знаменитого мастера?

Никола Пуссен: величие классицизма

В европейском искусстве творчество Никола Пуссена (1594–1665) сравнимо по масштабам влияния с творчеством Рафаэля. Художник, родившийся во Франции и в ранней юности переехавший в Италию, стал главой французского классицизма XVII века – стиля, принятого как образец во всех академиях художеств Европы. пуссен

Пуссен был художником-мыслителем, художником-философом, чье представление о назначении искусства стало ведущим на многие столетия в академической среде, но, к сожалению, никем больше не постигнуто с такой же глубиной и силой. Изучение классических образцов древности, обращение к творчеству Рафаэля и Тициана, помноженное на глубокие философские размышления Пуссена о том, что должно нести в себе искусство, сформировало творчество оригинальное, глубокое, цельное. Пожалуй, именно цельность наряду с глубоким внутренним спокойствием являются основной компонентой творческого метода Никола Пуссена.

Все сюжеты Пуссена – мифологические или библейские – повод сказать о величии. О величии природы, величии мироздания – и величии человека, являющегося благородной и высшей природной формой.

Зеркало для Пуссена: хабаровская копия

Картины Никола Пуссена неоднократно копировались художниками разных эпох. По этим копийным работам можно составить представление о популярности Пуссена в европейской художественной среде – среди художников и собирателей.

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится рисунок (главное фото), повторяющий пуссеновский«Пейзаж с похоронами Фокиона» (1648 г., Национальная галерея Уэльса, Кардифф).

Рисунок происходит из собрания австрийского дипломата графа Карла Кобенцля, которое в 1768 было приобретено Екатериной Великой. А в 1931 году из Эрмитажа рисунок поступил в Хабаровск. Лиловое паспарту с наклеенным ярлыком с рисованным картушем характерно для рисунков этого собрания (рис.1).

(рис.1)

Выполненный в монохромной гамме, в гораздо меньшем по сравнению с картиной размере, этот лист неизвестного автора середины XVII – середины XVIII века, тем не менее, сохраняет величие замысла Пуссена.

Античный сюжет: герой или предатель?

«Пейзаж с похоронами Фокиона» (рис.2) посвящен трагическому эпизоду из античной истории. Фокион – афинский военачальник и политик, ложно обвиненный политическими врагами и казненный. Так как Фокион считался предателем, его тело не разрешено было кремировать в Афинах, поэтому для совершения этого обряда его вынуждены были вынести за черту города. Пуссен запечатлевает момент выноса тела за город на носилках. Пуссен, обращаясь к какой-либо теме, глубоко осмысливает ее, и часто итогом оказывается не одно полотно, а цикл работ или неоднократное повторение одного сюжета. «Похороны Фокиона» он писал еще дважды, а вторую часть истории – «Пейзаж с собиранием пепла Фокиона», в котором вдова тайно собирает пепел сожженных останков Фокиона, Пуссен создал в этом же, 1648-м, году.

(рис.2)

Работа демонстрирует разработанный Пуссеном героический пейзаж. В своем торжественном величии такие пейзажи рассказывают истории из классических и библейских источников и демонстрируют гармонические отношения между человеком и природой.

Пейзаж Пуссена: как это сделано

Интересно, что Пуссен при создании своих полотен сначала строил композиции в перспективных ящиках, расставляя в них восковые фигурки. Главный элемент этой работы – тело Фокиона в белом саване, на носилках, к нему сразу притягивается внимание зрителя, это самое светлое пятно работы, хорошо переданное и в рисунке. От группы с носилками тянется вдаль, изгибаясь, дорога. Она связывает собой пространственные планы: ведет к пастуху овец, к телеге, запряженной двумя быками, к музицирующей на солнечной поляне группе, к мчащемуся всаднику. Деревья на переднем плане обрамляют сцену, своим изгибом обращают наше внимание к центру композиции. Под их ветвями – античные строения, храм, перед которым тянется вереница фигур. Древние римляне продолжают свою обычную жизнь, несмотря на свершившуюся трагедию.

Пейзаж Пуссена – скорее декорация человеческой драмы. Некоторые исследователи видят в «теоретизированности» пуссеновских пейзажей объяснение их популярности и многократного копирования, признание их единственно правильным способом изображения ландшафта – скорее с помощью построения, чем наблюдения. В этом крылась главная ошибка подражателей Пуссена: в основе его пейзажей всегда лежит глубокое изучение природы, он вводил в свои работы изображение реальной сельской местности вокруг Рима. Эта местность стала основой его идеального воображаемого пейзажа классической античности, будь то Древняя Греция или Рим. Лишь затем Пуссен наполнял свои композиции философским, а порой, как в «Похоронах Фокиона», - торжественно-трагическим звучанием.

(рис.3) Ярлык на паспарту

Каждое поколение исследователей видело в рисунке разные сюжеты и руку разных авторов. В собрании Карла Кобенцля рисунок имел название «Похороны Фокиона», но авторства Гаспара Пуссена (рис.3). В Эрмитаже рисунок связали с Никола Пуссеном, но назвали его просто «Пейзаж». В наш музей рисунок поступил с описательным названием «Широкий пейзаж, на первом плане двое лиц с носилками» как копия XVII века с картины Гаспара Дюге. Этот художник был шурином Пуссена, а также его преданным последователем. Ошибка объяснима – если сюжет не был опознан, рисунок мог быть приписан не только Пуссену, но и его лучшим ученикам, работавшим в торжественно-спокойной манере великого мастера французского классицизма.

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Читайте также: «Битва у барьера» Жака Калло в коллекции ДВХМ - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен