Глядя на некоторые уникальные работы из коллекции Дальневосточного художественного музея, понимаешь, что за ними стоит многое, а порой целый, отдельный и, увы, уже малоизвестный нам мир. Такова, к примеру, история небольшого офорта из XVII века - хотя это лишь один лист сюиты из 11 офортов для книги, которая была посвящена всего лишь одной, но весьма грандизной театральной постановке.

14 февраля 1627 года в столице герцогства Лотарингия - в Нанси - произошло незабываемое театрализованное действо. В честь приезда в город герцогини де Шеврез, изгнанной из Парижа за интриги против кардинала Ришелье, во дворце герцога Лотарингского Карла IV был устроен грандиозный праздник «Битва у барьера».

Столица маленькой Лотарингии стремилась в своей придворной жизни уподобиться дворам Франции и Италии, постоянными развлечениями при дворе Карла IV были балеты, маскарады, турниры.

Прославленный лотарингский офортист Жак Калло (1592–1635) еще в юные годы, в период пребыва­ния в мастерской Джулио Паридживо Флоренции, по­стоянно помогал своему учителю в оформлении разного рода инсценировок, турниров, маскарадов и театральных представлений, устраивавшихся при дворе герцога Тосканского.

Поэтому, по возвращении в Нанси он, уже имеющий обширные знания об организации подобных праздников и опыт участия в них, был нанят герцогом Лотарингским для участия в осуществлении различных грандиозных мероприятий.

рис.1

«Битва у барьера» была, безусловно, самым зрелищным праздником, проводившимся при дворе Карла IV. Участники «битвы» в образах античных богов и героев – Феба, Язона, Пирандра, Миноса, Радаманта и других,выезжали на ристалище на тщательно продуманных художниками фантастических платформах и колесницах, оформленных в виде драконов, китов, саламандр и чудовищ­ных фантастических птиц, а затем сошлись в постановочной битве. Победителями «битвы» стали сам герцог Лотарингии и его кузен маркиз де Моа (рис.1).

В Дальневосточном художественном музее хранится офорт «Выезд монсеньора Анри Лотарингского, маркиза де Моа в образе Пирандра», лист 6-й театрализованной сюиты «Битва у барьера», поступивший из столичного Музея изящных искусств (будущий Музей имени Пушкина) в 1931 году (главное фото). Сюита из 11 офортов была создана Жаком Калло после издания книги, посвященной этой грандиозной театральной постановке.

Книга«Битва у барьера, произведенная при Лотарингском дворе 14 февраля нынешнего 1627 года» была «представлена речами и поэзией сеньора Анри Эмбер, в сопровождении фигур сеньора Жака Калло», напечатана в Нанси издателем Его Высочества Себастьяном Филиппом в 1627 году (рис.2).

Эмбер посвящает маркизу де МоаАнри следующие строки: «Монсеньор Маркиз Принц, чьи мысли и действия – лишь добродетели, выбирает самое прекрасное из своей души, чтобы украсить свой выезд. Поэтому тот, кто думает, что Двор и Благочестие несовместимы, будет повержен авторитетами древности, вестниками славы, Верности, Постоянства и Настойчивости».

рис.2

Торжественный выезд маркиза де Моа состоит из вереницы платформ в виде фантастических существ, управляемых не менее фантастическими персонажами. Первые три группы – аллегории.

Первой, на колеснице, запряженной двумя собаками, выступает Верность ключом в руке. За ней следует Постоянство (колонна и база в ее колеснице наверняка служат напоминанием о вечности классики) на колеснице в виде крылатого дракона и запряженной драконом. Позади - Настойчивость с копьем в левой руке, в правой, вероятно, змея, кусающая себя за хвост. Эта добродетель едет на колеснице в виде сфинкса со спинкой-раковиной. Ведет ее старик Время, держащий в правой руке серп, а левую, с крылатыми песочными часами, устремляющий вперед и вверх.

Слева вверху – следующая за Настойчивостью, на платформе в виде феникса, группа девушек – певиц и музыкантов с нотами и музыкальными инструментами. Авторы действа вложили в эти образы следующую идею: подобно уникальным способностям феникса возрождаться Пирандр обладает уникальными добродетелями, и об этом всем возвещают музыканты, поющие под сладкие звуки лютни так, чтобы им позавидовали сами ангелы.

Купидон с поднятым луком сидит верхом на Лебеде – оба являются символами любви. Лебедь тянет последнюю платформу в виде большой саламандры (символ отваги), на которой наконец выезжает сам Анри Лотарингский, предстающий в образе Пирандра, в шлеме с пышнейшим плюмажем, в сопровождении группы воинов в классических доспехах, с пиками.

Глядя на заполненный многочисленными реальными и мифическими персонажами лист в первый раз, ты удивляешься фантазии автора этого офорта-каприччио. Узнав о связи офорта с грандиозной театрализованной «Битвой у барьера», ты впечатляешься масштабами празднеств, устраиваемых в XVII веке даже при маленьких европейских дворах, и погружаешься в атмосферу, созданную эпохой роскошных представлений и дворцовых интриг.

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Ваза с портретом короля в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен