Среди десятков полотен, переданных в Дальневосточный художественный музей в 1931 году из Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ имени А.С. Пушкина), есть несколько предметов, которые происходят из собрания семьи Мандль.

В конце XIX – начале XX века вся Россия знала магазины «М. и И. Мандль» (рис.1). В связи с увеличением городского населения в Европе во второй половине XIX века значительно увеличился спрос на простую, доступную одежду. Открытый в Вене Торговый дом «M. & J. Mandl» предлагал покупателям приобрести готовое мужское и женское платье, произведенное самой фирмой.

(рис.1)

В 1874 году представитель этого австрийского рода Людвиг Игнатьевич Мандль открыл филиалы в Москве, Петербурге, Киеве и других городах Российской империи. «М. и И. Мандль» к началу ХХ столетия стала крупнейшим российским предприятием по производству и продаже готовой одежды. Фирма также создавала спецодежду для спорта и активного отдыха, униформу для служащих различных ведомств (рис.2). 

(рис.2)

Так Людвиг Игнатьевич Мандль, владелец российского отделения крупнейшего в Европе поставщика готового платья, стал учредителем одного из крупнейших предприятий легкой промышленности в Российской империи – фирмы «Мандль и Райц». 

Журнал «Музей» в выпуске «Художественные собрания СССР» (№3, 1982) пишет: «Мандль – владельцы готового платья в Москве – обладали значительной коллекцией, включавшей работы голландских, фламандских и французских художников (Я. Вонк, П. де Пюттер, Ж.-Б. Удри и пр.)…».

После революции собрание Л. И. Мандля было национализировано. Его коллекция старых голландских и фламандских мастеров составила основу Пятого Пролетарского музея Рогожско-Симоновского района, или Рогожско-Симоновского музея искусств, открытого в Москве в конце 1919 года. 

В конце 1923 – начале 1924 года было принято решение о реорганизации музея в филиал Третьяковской галереи. При этом западноевропейская живопись была передана в Музей изящных искусств, где и по сей день хранятся прекрасные работы мастеров Золотого века голландской живописи.

В 1931 году несколько полотен голландских мастеров XVII века: «Семейный портрет» Михила ван Мюсхера (рис.3), «Пейзаж с группой деревьев» Яна Ван Гойена (рис.4), «Морской вид» Томаса Хереманса (рис.5), принадлежавшие когда-то семье Мандль, вошли в фонд ДВХМ и стали частью голландской экспозиции.

(рис.3)

«Натюрморт» неаполитанского художника XVII века из собрания Мандль в данный момент экспонируется в зале итальянской живописи XVI–XVIII веков нашего музея.

Специалист по итальянской живописи, сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Виктория Маркова пишет: «Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, не только служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл, но и отразивших дух и мировосприятие той эпохи». Неаполитанские натюрморты XVII–XVIII веков демонстрируют высокий уровень живописи этой «самой важной и богатой из всех школ Италии». 

(рис.4)
(рис.5)

Музейный «Натюрморт», больших размеров (116x103) полотно, свидетельствует о том, что в Неаполе в XVII веке у жанра, который принято считать низшим, тем не менее находились поклонники, и вполне состоятельные, готовые платить за крупноформатные изображения «мертвой натуры». В других регионах Италии это признание случилось позже.

В неаполитанском натюрморте эпохи барокко были популярны темы пяти органов чувств человека: слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. В натюрморте из собрания ДВХМ они могут читаться следующим образом: тетрадь с нотами – зрение; лютня и скрипка – слух; фрукты, плоды, ягоды, овощи и грибы – вкус; цветы – обоняние; каштан в колючей оболочке, ребристая ваза и гладкое блюдо – осязание. 

Везувий, символ Неаполя, его главная достопримечательность, основная тема неаполитанских пейзажей, вводится в композицию натюрморта, возможно, потому, что может читаться как квинтэссенция всех пяти чувств.

Самостоятельно разгадать значение символов в прекрасной работе неизвестного неаполитанского мастера можно, посетив экспозицию западноевропейского искусства (12+) Дальневосточного художественного музея в ближайшие недели.

Фролова Алена, ДВХМ

В ТЕМУ:
Акварельный живописец Гавриил Малыш в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен