Подлинных мраморных изваяний, созданных в мастерских Древней Греции, сохранилось до наших дней немного, большинство античных мраморных скульптур мы знаем в их римском исполнении. Уже поэтому каждая уцелевшая древнегреческая скульптура – гордость коллекции, которой она принадлежит. Если же исполнена она на высоком уровне и может быть связана с кругом великих скульпторов, музей, несомненно, приобретает статус сокровищницы мирового значения. Все это можно сказать и о Дальневосточном художественном музее.

В его собрании хранится несколько произведений античной мраморной скульптуры. Среди них – торс надгробной статуи женщины, закутанной в плащ (рис.1). пракситель скульптор

(рис.1)

Этот торс, переданный в музей в 1931 году из Государственного Эрмитажа, был, вероятно, приобретен на острове Санторин, в античности называвшемся остров Фара, для коллекции адмирала Григория Андреевича Спиридова (1713–1790). Собранную во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов на греческих островах разнообразную коллекцию античных мраморов в 1774 году адмирал передал в Императорскую Академию художеств.

По велению Екатерины Великой в память об этой славной победе Екатерининский парк Царского Села стал местом воинской славы и был украшен свидетельствами побед русского флота. Вероятно, в связи с этим торс из собрания Г. А. Спиридова в это время был перемещен из Академии художеств в царскосельский павильон «Концертный зал» (главное фото).

После революции собрание Академии художеств было осмотрено сотрудниками Эрмитажа. В 1919 году часть работ вошла в эрмитажную коллекцию, которая затем снова была пересортирована, и отдельные работы отправились в музеи провинции, в том числе и в Хабаровск.

Музейный торс, скорее всего, является фрагментом надгробной женской статуи, выполненной по типу знаменитых «геркуланянок». Так называют жен­ские ста­туи, закутанные в плащи, с покрытой головой, замершие в позе «целомудрие»: с перекрещенными на груди руками, правой рукой придерживающие края плаща, воплощающие собой печаль, скорбь. Первые скульптуры такого типа нашли при раскопках Геркуланума в XVIII веке, отсюда и их название.

Сохранилось множество римских повторений «геркуланянок», они были частым вариантом надгробного памятника. Надгробие в античном мире могло быть в виде статуи, вазы или стелы с рельефным изображением или стихотворной эпитафией. Устройство их связано с идеей героизации умершего, приобщения его к сонму подземных богов. Антропоморфные надгробия в античных некрополях всегда обращены «лицом» к погребенному, что свидетельствует об их назначении охранять его покой.

Самой прославленной является так называемая Большая Геркуланянка из Дрезденского музея (рис.2), созданная в последней четверти I века по несохранившемуся оригиналу, автором которого, вероятно, был Пракситель (около 390 г. до н. э. – около 330 г. до н. э.). Статуя демонстрирует черты стиля этого великого скульптора античности: меланхоличную задумчивость, лиричность, выраженные даже в его монументальных образах. пракситель скульптор

Пракситель стал родоначальником и противоположного типа женской скульптуры – обнаженной богини Афродиты. Праксителевская статуя Афродиты Книдской, о которой мы сейчас можем получить лишь общее впечатление по репликам и репродукциям на монетах, считалась в древности не только лучшим его творением, но и лучшей статуей всех времён. пракситель скульптор

Творчество скульптора нашло продолжение в произведениях учеников, один из которых стал автором музейного торса, исполненного в раннее эллинистическую эпоху, в 320–310 гг. до н. э. Образ сдержанного достоинства и молчаливой трагедии, создаваемый самой «закрытой» позой фигуры, закутанной в плащ, словно в кокон, является подтверждением слов великого ценителя античности, историка искусства Иоганна Винкельмана:

«…общая отличительная черта греческих шедевров – благородная простота и спокойное величие – ив позах, и в чувстве. Как морские глубины всегда остаются недвижны, даже если на поверхности бушуют бури, так и в древних статуях при всех страстях чувствуется душа величественная и степенная...Душу легче узнать и увидеть в жарких страстях, но величие и благородство проявляется в простой и спокойной позе…»

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен