«Лунная ночь на Днепре» - эту картину знаменитого мастера пейзажной живописи Архипа Ивановича Куинджи знают во всем мире. Но, наверное, даже не все хабаровчане знают, что одно из творений художника - «Лов рыбы на Черном море» - находится в экспозиции залов русского искусства Дальневосточного художественного музея. архип куинджи

Куинджи - один из самых необычных пейзажистов XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особая любовь к жизни и ко всему окружающему. архип куинджи

Загадки биографии Архива Ивановича начинаются еще с даты его рождения. В архивах хранятся сразу три его паспорта, и какой же из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, в другом - 1842-м, а в третьем - 1843 году. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа.

Рано осиротев, будущий художник жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя-грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Согласно позднейшим документам, Куинджи значился "учеником школы Айвазовского", установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно.

Между тем не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. архип куинджи

А. И. Куинджи

Полотна Куинджи до сих пор удивляют публику и имеют магическую притягательность, но при его жизни — это было настоящее волшебство. Творчество художника порождало легенды и волновало даже простых обывателей, не знакомых с искусством. Когда выставлялась знаменитая «Лунная ночь на Днепре» (1880), почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Здесь Архип Иванович применил весьма сложный живописный прием – противопоставление теплого красноватого тона земли и холодно-серебристых оттенков, углубляющее пространство, вкупе с мелкими темными мазками в освещенных местах, создающих ощущение вибрирующего света.

Наверное, мало кто мог поверить тогда, что можно добиться подобных эффектов, лишь в совершенстве овладев живописной техникой. Удивление вызывало то, как Куинджи смог, сосредоточив свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, найти такую композицию картины, которая позволила максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

Куинджи всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Когда выставлялась его картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена; а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света.

Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Зритель оказывался максимально погруженным в полотно. Его взору открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков. Расступающиеся в вышине облака и появившаяся между ними луна, освещающая Днепр и тропинки на ближнем его берегу. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неминуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Казалось бы, что может быть проще и понятней действительности? Но в этой простоте таилось то, что всегда будет волновать человеческую душу. Вечная природа с ее неизменностью, так сильно отличающаяся от конечной человеческой жизни, полной житейской суеты...

В Дальневосточном художественном музее также есть одна из картин мастера - «Лов рыбы на Черном море», созданный в 1900 году, в период 20-летнего затворничества мастера. Это произведение можно отнести к жанру романтического реализма.

Как считают эксперты, использование в этом полотне контрастных тонов, нанесение краски цветными динамическими и прерывистыми мазками, увлечение передачей разными способами световоздушной среды - это все демонстрирует, что мастер, вопреки мнению некоторых современников, не исписался, а творчески использовал приемы французских импрессионистов. В итоге волны, облака, огонек костра, виднеющийся вдали контур двухмачтового судна, все в этой картине кажется объемным, реальным. Несмотря на холодные оттенки колорита, перед нами - очередной, поистине волшебный ночной крымский пейзаж авторства замечательного творца Архипа Куинджи...

Главное фото: А.И. Куинджи - Лов рыбы на Черном море. Фото ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен