Церковные службы, запрет на крепкие напитки, катание на собаках и почти две недели гуляний – именно так отмечались новогодние праздники в дореволюционном Хабаровске. Подробнее – в нашем материале.

За годы Советской власти сложились современные традиции празднования Нового года. Состоявшееся после её падения возвращение Рождества, которое стало праздноваться 7 января, совершенно на них не сказались – просто добавился ещё один праздник. Да и отмечают его далеко не все – для некоторых это просто ещё один выходной день. Наверное, свою роль в этом сыграла и разница в календарях, которая также не могла позволить попытаться восстановить прежние традиции: Рождество в современной России оказалось после Нового года, а не до. Но раз уж прежнего не вернуть, то давайте хотя бы вспомним, как хабаровчане, а правильнее сказать, хабаровцы, отмечали рождественско-новогодние праздники в дореволюционном прошлом.

Долгое начало

Начиналось всё задолго до самих праздников – с предпраздничной суеты. В местных газетах (например, в главной газете Приамурского генерал-губернаторства – «Приамурские ведомости») появлялись соответствующие рекламные объявления. В них горожанам сообщали о поступлении в магазины новых ёлочных украшений, а в ателье – маскарадных костюмов. Мелькали объявления о благотворительных акциях и различных праздничных мероприятиях – маскарадах и танцевальных вечерах. По городу расклеивали афиши о предстоящих концертах. А начиналась вся эта информационная волна ещё 1 декабря.

Приамурские ведомости. Источник: hab.aif.ru

Другим признаком приближающихся праздников становились базары и ярмарки, продолжавшиеся по несколько дней. Торговали в основном сельскохозяйственной продукцией, которую в это время года не всегда можно было найти в магазинах – молоко, масло, творог и сметана. Продавалось всё это часто в замороженном виде, не всегда было хорошего качества, да и стоило дорого.

Ну и куда же без рождественской ели? Елки устанавливались во всех учебных заведениях Хабаровска. А главную хабаровскую ёлку ставили уже в середине декабря у Алексеевской женской гимназии (Дзержинского, 48). Здесь же обустраивали каток.

С первой звезды

Сами праздники начинались с Рождественского Сочельника – 24 декабря. А он, в свою очередь, начинался с первой звезды и ночной рождественской службы в церкви, которая заканчивалась в 5 часов утра. Трапеза в Сочельник была скромная – взвар распаренных в меду сушёных ягод и плодов, пироги с овощами, блины и оладьи, а также сваренную на воде кашу.

А 25 декабря, день Рождества Христова, начиналось с божественной литургии. Главная служба в Хабаровске проходила в главном городском храме – Успенском соборе. Она сопровождалась мелодиями российских композиторов и пением «Боже, Царя храни!». На главной службе присутствовали высшие чины Хабаровска. Для нижних чинов служба проводилась в Иннокентьевской церкви. Была своя рождественская служба и для учеников, которая проводилась в домовой церкви кадетского корпуса. После службы зажигали рождественские ели и устраивали орудийный салют. А вот парад войск не проводили – обычно в эти дни в городе стояли сильные морозы. 

Иннокентьевская церковь. Источник: amur-bereg.ru

В отличие от Сочельника, стол был более богатым. Подавались различные мясные и молочные блюда, а также напитки. А потом начинались гуляния!

Рождественские гуляния

После торжественной встречи Рождества начиналась «неофициальная» часть – ярмарки и народные гуляния. Различных товаров, как российских, так и иностранных, было много. Посетителей согревали чаем, который наливали из самоваров. Но употреблять на гуляниях крепкие напитки было запрещено – только дома или в кабаках. За соблюдением этого правила строго следили городской голова и полицмейстер.

Из экзотических развлечений были катания на нартах, запряжённых собаками. Первый раз в Хабаровске они состоялись в 1894 году при генерал-губернаторе С.М. Духовском, когда приехавшие на таких упряжках нанайцы катали всех желающих по городу. Так, нанайцы получили возможность ежегодного заработка на праздничные дни, а горожане – необычную новогоднюю традицию.

Ну и какое же Рождество без рождественских ёлок с подарками, которые для детей устраивались во всех учебных заведениях Хабаровска. Кстати, в соответствии с духом Рождества, деньги на подарки для детей с родителей не собирали! Сладостями и другими подарками (игрушками и книгами) такие ёлки обеспечивали купцы, владельцы кондитерских и булочных, другие торговые фирмы. Такая рождественская благотворительность считалась делом богоугодным и почётным, поэтому среди жертвователей встречались не только знаменитые хабаровские купеческие фамилии, такие как Пьянковы, но и представители более скромной городской интеллигенции – простые учителя и служащие. Иногда, если детей было много и помещение зала не позволяло вместить всех за раз, празднование проводилось в два дня – 25 и 26 декабря.

Помимо традиционных рождественских ёлок устраивались и другие похожие, но более светские мероприятия. Так, в женской гимназии ежегодно организовывали костюмированный вечер с песнями, играми, танцами и общим чаепитием. Но главная детская ёлка для гимназисток и кадетов (учеников Сибирского кадетского корпуса) проводилась в атаманском зале дома Приамурского генерал-губернатора. Здесь сам генерал-губернатор вручал подарки кадетам, а гимназисток одаривала его супруга. На «губернаторской» ёлке много пели, танцевали, разыгрывали сценки, а иногда в антрактах детям показывали «волшебный фонарь» - предшественник кинематографа, с помощью которого можно было проецировать различные изображения.

Н.И. Гродеков и В.Ф. Духовская. Источник: debri-dv.com

Праздник не уходит

За Рождеством приходил следующий праздник – Святки. Это был более молодёжный праздник, главной частью которого было колядование. Его любили по всей России, и Хабаровск не был исключением. Ну а так как город стал местом, где можно было увидеть людей из самых разных концов Российской империи, то и традиции колядования тут можно было увидеть самые разные, в том числе, популярные со времён появления «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя, малороссийские. А постучаться колядующие могли в любые двери, даже в дом генерал-губернатора. Не забывали и другие святочные традиции – у девушек популярностью пользовались гадания, а юноши вполне могли устроить розыгрыш, например, перенести поленницу на другое место (небольших частных домов в Хабаровске того времени для подобных розыгрышей было предостаточно).

Образованная часть общества проводила Святки более интеллигентно. В Общественном и Военном собраниях устраивались спектакли, проводились балы-маскарады. Собственно, Святками это и не назовёшь, но и без них разнообразные праздничные мероприятия проводились чуть ли не каждый день и продолжались до конца года. Танцевальные вечера, маскарады, лотереи-аллегри (беспроигрышные лотереи с символическими призами, вырученные деньги от которых шли на благотворительность) и другие мероприятия плавно переходили во встречу Нового года 31 декабря.

Детям также находилось развлечение, ведь 30 и 31 декабря устраивались уже новогодние ёлки.

Новый год

В отличие от Рождества, Новый год был светским праздником, поэтому отмечался другим образом. Для детей Новогодние ёлки начинали устраиваться с 30 декабря и продолжались ещё в первых числах января. Подобные ёлки проводились также в учебных заведениях города, например, в Николаевском городском училище. Дети пели хором, читали стихи, танцевали, играли, пили чай и, разумеется, получали подарки. Наиболее интересно проходили ёлки в приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса. Они всегда были многолюдны – кроме самих кадетов и их родителей приглашались воспитанницы женской гимназии, также с родителями. Помещения украшались, устраивались чайные с чаем, прохладительными напитками и фруктами, играл оркестр, проводились танцы, давались представления, детей угощали сладостями, а сам новогодний вечер не по-детски заканчивался в 12 часов ночи.

Взрослым тоже находились новогодние мероприятия по душе. Например, хабаровское Общественное собрание приглашало горожан на танцевальный вечер и встречу Нового года 31 декабря и даже гарантировало бокал шампанского при уплате 1 рубля по подписному листу у швейцара. Кстати, это была самая популярная часть мероприятия – многие прибывали именно к этому времени, чтобы чокнуться бокалом шампанского и поздравить всех с Новым годом. Но нельзя сказать, что встреча 31 декабря в общественных пространствах была такой уж популярной. То же хабаровское Общественное собрание порой жаловалось на малолюдность этого мероприятия: встречать Новый год многие предпочитали дома в кругу семьи.

Кстати, несмотря на светский характер, без церковной службы Новый год не обходился. Одновременно с выстрелом из пушки, оповещавшем о его начале, в храмах Хабаровска приступали к молебствию. Главная служба проводилась в присутствии генерал-губернатора, офицеров и гражданских чиновников в Успенском соборе. После её окончания глава края приглашал к себе и в Атаманском зале принимал поздравления от военных и гражданских служащих. Затем, поблагодарив за поздравления, главный чиновник региона произносил своё «новогоднее обращение», в котором возлагал большие надежды на наступающий год.

1-е января, как правило, занимались светскими визитами – ходили в гости и поздравляли друг друга. С этой же целью можно было увидеться опять-таки в здании Общественного собрания, которое предоставляло возможность встретиться для взаимных поздравлений в своих помещениях. А далее праздники шли ещё почти неделю – для детей продолжали устраивать новогодние ёлки. Завершались праздничные мероприятия 6 января – днём Крещения Господня, главным событием которого было водосвятие. Во льду Амура вырубали предварительно огромный крест, который могли выкрасить и поставить рядом, или вместо ледяной скульптуры, водружали обычный деревянный крест. После окончания божественной литургии в Успенском соборе крестным ходом шли на лёд Амура к проруби, где протоирей читал молебен и освещал воду Амура. На этом рождественские и новогодние праздники заканчивались – 7 января начинались рабочие будни.

При подготовке статьи использовались материалы из открытых источников


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен