Она была первой хабаровской церковью. Её строили всем миром, перестраивали в планетарий и воссоздавали вновь. О непростой судьбе Иннокентьевской церкви. 

Первой хабаровской церковью принято считать Иннокентьевскую церковь. Не без некоторых оговорок. Во-первых, более ранние культовые сооружения просто не сохранились. Во-вторых, само здание Иннокентьевской церкви в годы Советской власти было почти полностью утрачено, и её пришлось воссоздавать заново – подобная судьба постигла многие православные храмы России. Так, в какой-то степени история Иннокентьевской церкви отражает и историю нашего города, и историю всей страны, что делает её собственную судьбу ещё более интересной.

Первые храмы Хабаровска

Говорят, самые первые богослужения Хабаровки проводились в… казарме. Вполне возможно, учитывая, что первостроителями города были солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командованием капитана Якова Дьяченко, для которых это было более привычное сооружение. В казармах размещались солдаты, там же находились почта и телеграф. В казарме могли разместить и первую церковь.

Тем более, архиепископ Камчатский и Приамурский святитель Иннокентий (Вениаминов) считал, что первые богослужения можно проводить и в казарме. Под его руководством и с его благословения в то время создавались все новые храмы в Приамурье. Он же благословил и первый храм Хабаровки, о котором до нас дошли обрывочные сведения – небольшую деревянную часовню Марии Магдалины. Её возвели на берегу Амура на склоне горы, рядом с местом высадки 13-го Сибирского линейного батальона в 1858 году. Она описывалась как небольшое, но изящное здание с зелёной крышей. 

Часовня оказалась недолговечной. Из-за того, что она стояла рядом с рекой, часовня быстро обветшала. К концу 1860-х годов она пришла в совершенную непригодность, и было решено вместо неё построить деревянную церковь. В память о часовне на её месте поставили небольшой деревянный памятник, который до наших дней не сохранился, но его можно увидеть на старых фотографиях.

О покровителе Сибири и Дальнего Востока

Новую церковь решили назвать Иннокентьевской – в честь первого епископа Иркутского Святителя Иннокентия (в миру – Иоанн Кульчицкий).

Епископ Иннокентий. Источник: ru.wikipedia.org

Его именем называли множество русских православных церквей: Иннокентьевские церкви есть в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке и даже в Ватикане есть такой храм. Популярность его на востоке России вполне объяснима – здесь он провёл последние десять лет своей жизни.

Будущий Святитель родился в 1680 году в дворянской семье на Волыни. Он закончил Киевскую духовную академию, был префектом и профессором богословия Славяно-греко-латинской академии. С начала XVIII века по именному указу Петра I стал наместником Александро-Невской лавры и священником Военно-морского духовенства.

В 1721 году, Иннокентия посвятили в епископы и назначили главой Пекинской духовной миссии. Но визу ему китайские чиновники не дали, и вместо Китая он три года жил в Селенгинске.

В 1727 году он был назначен епископом Иркутским и Нерчинским и поселился в Иркутском Вознесенском монастыре, где и окончил свои дни. После смерти Иннокентия причислили к лику святых, и он стал покровителем Сибири и Дальнего Востока.

От дерева к камню

Предложение построить новую деревянную церковь выдвинул хабаровский купец Андрей Плюснин, которого в этом начинании поддержали Михаил Чардымов и священник отец Иоанн Гомзяков. Часовня Марии Магдалины была разобрана, а новую церковь решили возвести на склоне Военной горы на сухом берегу Чардымовки. Это не была самая высокая точка поселения, зато церковь была видна и со стороны Хабаровки и с Амура.

Деревянную Иннокентьевскую церковь войсковая постовая команда построила за год. Отец Иоанн сам сделал царские врата и двери в алтаре, и в 1870 году деревянная Иннокентьевская церковь приняла первых прихожан. 

Деревянная Иннокентьевская церковь. Источник: azbyka.ru

Деревянная Иннокентьевская церковь простояла дольше, чем часовня Марии Магдалины. Но и её через четверть века решили снести. Причин было две. Во-первых, церковь за это время изрядно обветшала. Во-вторых, Хабаровка разрослась, превратилась в город и стала Хабаровском. Деревянный Иннокентьевский храм уже не мог вместить всех прихожан.

В 1896 году городские власти и епархиальное начальство решили построить новый каменный храм. Образовали церковно-строительный комитет, в состав которого вошли инженер-полковник Владимир Мооро, купцы Василий Плюснин, Михаил Тыртов и Сергей Богданов, полицмейстер Александр Чернов и протоиерей Успенского собора отец Александр Протодьяконов. Председателем комитета стал городской голова Алексей Рассушин. 

Средства на храм собирали всем миром. Кроме скромных взносов прихожан, значительную часть средств внесли хабаровские купцы – Василий Плюснин и Пётр Слугин. Что касается проекта церкви, то его разрабатывало строительное отделение при Приамурском генерал-губернаторе С.М. Духовском.

По мнению заслуженного архитектора России Николая Крадина, при разработке чертежей использовался «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен» (12+), утвержденный императором в 1846 году. Для Иннокентьевской церкви выбрали проект № 24, представлявший собой церковь на 500 человек, а его «привязку» к местности выполнили Владимир Мооро и капитан-инженер Николай Быков.

Новый храм

В 1898 году здание новой каменной церкви возвели под крышу, к осени завершили строительство колокольни и пятиглавия куполов. А в октябре на звонницу повесили колокола. Расписал церковь первый хабаровский художник, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, Сергей Казаринов. Для этого он использовал уникальную технику – энкаустику (роспись восковыми красками, нагретыми до высокой температуры). А иконостас и церковную утварь перенесли из деревянной Иннокентьевской церкви.

Торжественное освещение Иннокентьевской каменной церкви состоялось 8 ноября 1898 года по старому стилю, в день собора Архистратига Михаила. Возведённая из красного кирпича в стиле русских церквей XVII века, она стала настоящим украшением города. Церковь доминировала над невысокими, преимущественно деревянными постройками дореволюционного Хабаровска, и её можно было увидеть даже со стороны железнодорожного вокзала. А прибывающие в город по Амуру могли заметить блеск её куполов задолго до приближения к нему.

При Иннокентьевской церкви были открыты лечебница Александро-Ксеньевской общины и церковно-приходская школа. Попечителями школы были известные хабаровские предприниматели – Иннокентий и Екатерина Пьянковы. Рядом с церковью находилось кладбище, на котором хоронили ещё в 1859 – 1874 годах.

Утраты

В советский период нашей истории Иннокентьевскую церковь постигла судьба большинства православных храмов. В конце 1931 года был ликвидирован приход, а само здание церкви передали военному ведомству. Последовали и внешние перемены: купола и колокола сняли. Очевидцы утверждали, что колокола были закопаны недалеко от церкви. Разрушалось и кладбище «первостроителей», но некоторые могилы были перенесены на действующее городское кладбище.

В 1933 году здание бывшей церкви выставили на торги. И в 1934 году оно было продано флотилии управления комендатуры Пограничного военного округа Дальневосточного края. Заплатили за него 15 681 рубль 50 копеек. В бывшей церкви разместили радио-телеграфно-телефонную мастерскую пограничных войск. Внутри здание тоже решили привести в соответствие с новым назначением – соскоблить со стен ещё сохранившуюся роспись. Но женщины, которым это поручили, не решились на подобные действия и просто закрасили фрески краской.

На этом утраты не закончились. Позже приняли решение переоборудовать к 1964 году здание бывшей церкви под планетарий. Для переделки под новое назначение сломали шатровую колокольню, разобрали пятиглавие, снесли северный и южный порталы, пробили новые окна в стенах, соорудили второй этаж и устроили вход через алтарь и прочее. Кстати, в новом своём назначении здание тоже было очень популярно – это был единственный планетарий на Дальнем Востоке! При нём работал астрономический кружок, а лекции в нём читали преподаватели и аспиранты Хабаровского государственного педагогического института.

Восстановление

Перемены пришли с Перестройкой: по всей стране начали восстанавливать церкви. Вспомнили и об Иннокентьевской церкви. В 1989 году был народный депутат СССР Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ходатайствовал о передаче её бывшего здания Русской православной церкви. В 1992 году его передали приходу церкви Святителя Иннокентия Иркутского, образованному в 1991 году.

Когда необходимо было осуществлять передачу объекта, директор планетария не смогла демонтировать его оборудование самостоятельно. И тогда, если верить описаниям, оно просто было выломано представителями Уссурийского казачьего войска. Затем его побросали в ящики без всякой описи, после чего увезли в подвал городской администрации на хранение. После подобного «демонтажа» использовать оборудование для создания нового планетария в другом месте оказалось невозможным – высокотехнологичные приборы, выпущенные немецкой фирмой Carl Zeiss, представляли собой кучу лома! Ужас.

Но закончим с разрушениями. Было принято решение восстановить Иннокентьевскую церковь в прежнем виде. Для этого тщательно анализировались её старые фотографии и остатки здания. Использовали метод экстраполяции – наложение современных фотографий на старые, чтобы выявить недостающие детали. С помощью снимков высокого качества специалисты смогли просчитать точное количество кирпичей, чтобы определить высоту и другие размеры утраченных объектов. Возглавлял процесс реконструкции уже упоминавшийся нами профессор Николай Крадин. 

Храм святителя Иннокентия (дореволюционный вид). Источник: azbyka.ru

Как строили Иннокентьевскую церковь всем миром, так её и восстанавливали. Часть суммы предоставила администрация, часть – финансирование различных спонсоров, а часть – пожертвования от простых горожан. Интересно, что и кирпичи для строительства собирали по всему Хабаровску, разбирая старые полуразрушенные здания. Делалось это не из-за нехватки материалов – слишком сильно современные кирпичи отличались от дореволюционных. Так, по кирпичику, в 1998 году к своему столетнему юбилею Иннокентьевская церковь была восстановлена.

Нам же остаётся только надеяться, что грядущее не несёт столь серьёзных перемен, и городская архитектура обойдётся без подобных утрат. И может быть когда-нибудь, восстанавливать будут не только церкви, но и планетарии.

При подготовке статьи использовались материалы книги Н.П. Крадина «Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне»


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен