На хабаровской набережной возобновили работы по реконструкции. В течение трёх лет строители пытаются доделать последнюю очередь участка. Зимой, как ни странно, удаётся сделать больше, чем летом. Основные проблемы – подъём Амура и… плита. О чём идёт речь – рассказываем с места событий. набережная Хабаровск 2021

Набережная, как часть кластера

Последняя крупная реконструкция набережной Амура проводилась в 2006 году на участке от Уссурийского бульвара до утёса. Но после разрушительного наводнения 2013 года визитную карточку города признали аварийной.

По информации Минстроя Хабаровского края, реконструкцию набережной от Уссурийского бульвара до улицы Советской включили в проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары». Суть сводится к тому, что прежде, чем пускать по Амуру вояжёров, нужно сначала привести в порядок берег, на который будут смотреть гости круизного судна. Восстановление объекта включили в госпрограмму «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)».

Новый кластер будет включать в себя прибрежную часть Амура от краевой столицы с Большим Уссурийским островом до Николаевска-на-Амуре с последующим присоединением Татарского пролива и Шантарских островов. Флагманом кластера является Хабаровск, где сосредоточены основные объекты культурно-исторического наследия края.

Реконструируют набережную в четыре этапа. Первые три уже введены в эксплуатацию – это участок от речного вокзала до яхт-клуба, протяжённостью 1838,5 метра. Работы велись с 2016 по 2018 год. Сейчас всё внимание приковано к четвёртой очереди большого проекта.

Неожиданная находка

На объекте с 2019 года трудится подрядчик АО «Акватик». И по контракту они должны были сдать последний участок набережной уже в 2021-м. Но этому помешал паводок, рабочие не могут строить при опасных 120 см уровня Амура.

Владимир Петров

– Работы выполнены где-то на 73%. В связи с подъёмом воды в 2019-2021 годах были приостановлены работы на 433 дня. В этот период мы не могли устанавливать те или иные конструкции, – говорит Владимир Петров, замначальника строительства компании АО «Акватик».

Но всё-таки сейчас удалось ввести в эксплуатацию канализационный коллектор. В декабре 2021-го его подключили к основной магистрали. А вот укрепить береговую линию пока не получилось. «Скелетом» конструкции является трубошпунт или металлические трубы, которые погружают в грунт по периметру берега. Установлено 93% этих конструкций, оставшиеся 7% уже завезены на стройку, состыкованы и готовы к погружению. Именно они не дадут большой воде вновь разрушить прибрежную зону. Но и тут подрядчика ожидала проблема.

– Мы напоролись на железобетонную конструкцию – это старая плита от речного порта 1958 года. Она находится на глубине трёх с половиной метров. Из-за неё мы не можем приступить к работам по дальнейшему погружению шпунта, – сказал Владимир Андреевич.

Работающий экскаватор на другой стороне пытается добраться до плиты

На участке около плиты возводят временную дамбу, откачивают воду, чтобы посмотреть на «непрошенную гостью», замерить её и принять решение – можно демонтировать плиту или нет. Если да, то это выполнимо только зимой. Если нет, то решение об обходе плиты ложится на плечи проектировщиков. Они внесут правки, процесс снова замедлится, но только после этих необходимых процедур строители смогут приступить к работам снова. Когда, так или иначе, весь шпунт погрузят, сверху на него уложат железобетон. Над чем ещё трудятся 30 человек и пять единиц техники сейчас?

– В зимний период работать холодно, конечно. Тут морозы и ветер ощущаются сильнее, чем в городе. Но мы выполняем работу – со стороны речного порта монтируем закладные детали, устанавливаем анкерные тяги, грубо говоря, делаем «скелет» этого сооружения. И делаем ротонды, – говорит представитель подрядной организации.

Ротонды – это круглого типа сооружения с крышей и колоннами, которые можно увидеть на отреконструированной части набережной. В районе яхт-клуба их появится ещё две, они будут идентичными. И установить их тоже можно только в зимнее время. После всего этого объект начнут благоустраивать.

Денежный и временной вопросы

Что в итоге увидят хабаровчане? Причальное сооружение типа больверк со стороны акватории реки с возможностью швартовки крупных судов, таких как теплоход «Василий Поярков», и маломерных судов. А также будет сборное временное защитное сооружение.

Со стороны здания яхт-клуба будет парковка, с другой стороны – две прогулочных зоны. Нижняя будет опоясывать бухточку с пришвартованными судами, а верхняя её часть будет продолжением уже сделанной набережной с брусчаткой, велосипедной дорожкой и двумя ротондами.

Что можно сказать о финансовой части вопроса? Она тоже изменилась, как и сроки сдачи объекта. По словам Владимира Петрова, материал подорожал, и его закупили по новой цене. С потерями или без, но компания продолжает выполнять контракт, оправдывая свою 25-летнюю репутацию на рынке. Изначальная стоимость контракта была 1 067, 5 млн рублей, а сейчас она возросла на 179 млн рублей.

В августе 2021 года председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление о новом механизме. По согласованию сторон можно увеличить сумму госконтракта. Для этого между заказчиком и подрядчиком заключается допсоглашение, важное условие которого – изменение стоимости не может превышать 30%. Именно эту процедуру уже прошёл АО «Акватик». набережная Хабаровск 2021

По словам Константина Пантелеева, и.о. начальника управления строительства объектов краевой и муниципальной собственности министерства строительства края, никакие санкции к подрядчику не применялись. Работы планируют завершить в конце 2022 года. Но если летом случится наводнение, то это вновь повлияет на ход строительства. Посмотрим, что принесёт нам год 2022-й. набережная Хабаровск 2021

Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен