Музей, где остановились паровозы и «прописался» старый пролет
С высоты нового Амурского моста этот музей под открытым небом кажется игрушечным. Вернее, игрушечными кажутся его экспонаты, и только пролет старого моста, давший начало музею, – словно Гулливер в стране лилипутов. музей моста хабаровск
Но стоит войти в музейные ворота, как попадаешь под магию всего, что здесь находится. И десятки экспонатов уже не кажутся игрушечными – вот они, в натуральную величину, будто только что прибывшие к последней своей станции, к деревянному зданию ретро-вокзала. Кажется, что тихую станцию вот-вот разбудит звук вокзального колокола, а черно-красный паровоз выпустит клубы дыма. Но кругом тишина, ни одной живой души, лишь где-то на второй линии слышны голоса, глухой металлический стук и в воздухе - запах краски.
Музей истории Амурского моста сегодня закрыт на реставрацию, о чем и извещает табличка на воротах. Как известно, все музеи России поставлены на долгую паузу по причине пандемии коронавируса. Но здесь ее решили занять не банальным простоем, а ремонтными работами.
Старый паровоз обновлен пока только наполовину – одна часть блестит новой краской, на второй еще видны следы ржавчины, а возле парового котла храбрый паучок даже раскинул свою паутину. Восстанавливает ретро-локомотив бригада из депо №1 Комсомольска, ребята говорят, что привыкли ремонтировать железнодорожную технику 21 века, и этот старина на колесах – непростой ремонтный объект, с ним придется повозиться. Кстати, «возятся» с раритетами технолог Артем Рубис и ремонтники Виталий Андреев, Михаил Иншаков, Валерий Чернышов с середины апреля, фронт работ немаленький, но на неделе рассчитывают работу завершить – домой хочется.
У музея в ноябре юбилей, ему исполнится 10 лет, первый и главный экспонат, он же самый уникальный и единственный в своем роде, – тот самый сохраненный целиком мостовой пролет. Многотонной ферме второй век, но выглядит как новенькая, хотя еще в 1908 году проект моста через Амур был удостоен золотой медали Парижской Всемирной выставки. Кстати, еще одним медалистом выставки был проект Эйфелевой башни.
Когда в Хабаровске стал строиться новый мостовой переход через Амур, прежний, его еще называли «царским», разобрали. И могли бы весь отправить на переплавку. Но по задумке тогдашнего главного инженера Дальневосточного отделения РЖД Крапивного решили сохранить старую ферму. И не просто сохранить, а поставить на постамент по соседству со старым мостом. Вот так в 2000 году на амурском берегу сошлись рядом прошлое и настоящее. А первый экспонат дал начало единственному такому в России музею. музей моста хабаровск
Сейчас в музейной экспозиции больше сотни экспонатов, иные – единственные из сохранившихся. Вот паровоз «Еа 3255», прототип его даже стал персонажем фильмов про войну, он и выпущен был в военном 1944 году и до 1965 года трудился на Дальневосточной железной дороге. В запас локомотив-старина был отправлен давно, стоял где-то в пыльном тупичке, доживая свой паровозный век. Но музей уже собирал раритеты, этот прибыл одним из первых, в 2009 году, и занял свое место на втором пути музея.
Самым старым экспонатом на ту пору стала цистерна на колесах конца ХIХ века, ее случайно обнаружили осенью 2010 года в лесу под Хабаровском. Из далеких тридцатых годов прошлого века – двухосные платформы и цистерна, почти ровесница с ними – автомотриса, это такой самоходный железнодорожный вагон с собственным двигателем. Именно на этом автобусе на рельсах разъезжал по позициям войск сам Василий Блюхер, командующий Особой Дальневосточной армией. Говорят, таких автомотрис выпущено всего шесть.
А вот паровая машина отца и сына Черепановых, талантливые люди были крепостными рабочими у братьев Демидовых, это потом уже самородки выучились на инженеров и стали создателями первой паровой машины и первой железной дороги в России. А вот доска, установленная на фрагменте «царского» моста, вернее, ее точная копия, на ней еще с дореволюционным «Ъ» вписаны фамилии тех, кто закладывал и строил это прорывное во времени сооружение. И две очень показательные даты – 31 июля 1913 года и 5 октября 2016 года. Это когда в будущий мост был положен первый камень, и когда по нему было открыто движение. Умели строить в царской России - без нынешней продвинутой техники, с лопатами и гужевым транспортом. И всего за три года возвели мостовой переход протяженностью в несколько километров. музей моста хабаровск
Наша экскурсия заканчивается у одноэтажного бревенчатого здания музея, повторяющего облик первого железнодорожного вокзала Хабаровска, стоявшего на месте современной станции Хабаровск-Пристань в 1897 году. Здесь постоянная экспозиция музея, посвященная истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений ДВЖД. И рабочее место младшего научного сотрудника музея Евгения Нинилина.
– После реставрации музей пополнится несколькими новыми экспонатами: «стрелкой» – переводным механизмом, разводящим пути, его мы привезли с Сахалина, снегоочистителем путей, – рассказывает Евгений Александрович. – Реставрированы два паровоза довоенного и послевоенного выпусков. Можно гордиться еще одним экспонатом – электровозом № 1980, который первым открыл движение на электрической тяге на Дальнем Востоке уже в далеком 1979 году. Кстати, паровая машина Черепановых, которая установлена перед зданием ретро-вокзала, – участница строительства моста, использовалась на ответственной операции закачки воздуха в кессоны. И вообще большинство наших экспонатов – настоящие, реальные свидетели истории.
Замечу, вход в музей все десять лет его существования был бесплатным. Но, возможно, уже в этот году посетителям придется покупать входной билет. Дело в том, что музей арендует территорию у города и за эту аренду выкладывает немаленькие деньги. При нынешней сложной финансовой ситуации как в стране, так и в отдельно взятом музее аренда уже будет непосильной ношей. И тут варианта два – или брать плату с посетителей, или договариваться с городской властью. Как все получится, пока сказать сложно. Но одно можно сказать определенно: закончится режим самоизоляции, и музей под открытым небом откроет свои ворота. музей моста хабаровск
Фото автора
- «Музей энергетики в Хабаровске: магический шар и ток-шоу», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен