Фонд народного искусства Дальневосточного художественного музея располагает рядом обрядовой атрибутики, необходимой для проведения медвежьего праздника: ковши, ритуальные стружки, блюда, ложки и палочки. Все эти предметы имеют не одно этническое происхождение, так как медвежий праздник – сложное по структуре ритуальное действо, присущее всем коренным народам Приамурья и Сахалина. Этот обряд – концентрированное отражение религиозных представлений коренных этносов побережья Тихого океана. медвежий праздник

Суть праздника в жертвоприношении медведя (выращиваемого в стойбище от 3-х до 4-х лет) для транспортировки его души к божеству-хозяину, чтобы она (душа) передала послание-просьбу о лучшей жизни. Этнические истоки этого архаического праздника до сих пор остаются под вопросом, по одним предположениям, первыми данный обряд проводили айны, по другим – нивхи. Так или иначе, действия, проводимые в процессе обряда, достаточно схожи у различных дальневосточных народов. Вот краткое описание этапов данного празднества:

1. Приготовления к празднику (готовка особых блюд, изготовление ритуальных атрибутов, подготовка местности).

2. Кормление медведя, выгуливание медведя и его убиение. Во время этого этапа медведя водили по специально подготовленной в стойбище дороге, играли с ним и кормили его. После чего, привязав к хвойному дереву, расстреливали из луков (впоследствии – из карабинов). Убитое животное свежевали, голову украшали специальным убранством.

3. Внесение медведя в родовой дом, иногда через специальное отверстие или дымоход. Вносили медведя так, как если бы животное входило живым и целым. И распределяли его части в строго регламентируемом традицией порядке.

4. Кормление медвежьим мясом. Мясо животного готовили разными способами, после чего аккуратно съедали с помощью специальных палочек и ножей, каждая поедаемая часть предназначалась определённому человеку. Кстати, потребление многих частей медвежьей туши табуировано для женщин. В конце этапа медвежий череп уносили в амбар для хранения медвежьих голов. медвежий праздник

5. Проводы гостей. Данный этап сопровождался ритуалом, связанным с порогом жилища. В конце проводов кости медведя, также как и голову, собирали и относили в специальное хранилище.

Рис. 1. Неизвестный мастер - Ложка ритуальная

В коллекции ДВХМ самым выдающимся предметом медвежьего праздника является огромная деревянная ложка (или ковш) «ньхыр» (рис. 1). Экспонат создан неизвестным нивхским мастером в конце 19-го века. Длина (более одного метра) и вместительность продиктованы функциональным назначением предмета, а именно – кормлением медведя. Ложка украшена круглой резьбой с изображением медведя на привязи (рис. 2), как бы заточённого рукояткой предмета.

Немалое религиозное значение имели ритуальные стружки «иннау», ими украшались ёлки, к которым привязывали медведя перед убиением, а также их клали рядом с останками медведя в завершающих этапах обряда. Примером подобных стружек может служить изделие японского мастера с айнскими корнями Харудзо Уракавы (рис. 9).

Рис. 2. Неизвестный мастер - Ложка ритуальная

Также медведю предоставляли яства в ритуальных чашах, из которых животное кормили в последний раз. По-нивхски блюдо называли «орн». В музее можно увидеть несколько подобных блюд, к примеру, изделие ульчского мастера Росугбу с плоскорельефным спирально-ленточным орнаментом, покрывающим практически весь сосуд (рис. 3, рис. 3.1), и более древнюю вариацию неизвестного мастера начала 19-го века с рельефно вырезанной фигуркой распластанного медведя, указывающей на предназначение посуды (рис. 4). медвежий праздник

Ложки «хуня» (рис. 5, рис. 6) и ковш «ото» (рис. 7), созданные мастером Куйсали, также предназначались для использования в медвежьем празднике.

Рис. 3. Росугбу М - Блюдо ритуальное
Рис. 3.1. Росугбу М. - Блюдо ритуальное

Интересны палочки для еды мастера Николая У (рис. 8). Помимо орнамента, каждая палочка увенчана парными фигурками медведей (рис. 8.1) на цепном соединении. Такими палочками положено было есть медвежье мясо, отрезая его ножом, рвать мясо зубами строго запрещалось.

Следует отметить, что медвежий праздник имел не только сакральную, но и практическую пользу, ведь в процессе его проведения (праздник длился обычно несколько дней, по дню на этап) собирались люди со всех соседних стойбищ, как для участия в обряде, так и для обсуждения совместного рыболовного и охотничьего промыслов, для договоров о торговле и решения других немаловажных для жизни вопросов.

На данный момент традиция проведения медвежьего праздника исчезает, хотя несёт в себе чуть ли не основополагающую роль в верованиях народов Амура и Сахалина. Но к небольшой материальной части этой традиции мы можем прикоснуться в стенах Дальневосточного художественного музея.

Ковальчук Антон, специалист экспозиционно-выставочного отдела

Главное фото: рис. 7. Куйсали Г.Г. - Ковш для медвежьего праздника

Рис. 4. Неизвестный мастер - Блюдо ритуальное
Рис. 5. Куйсали Г.Г. - Ложка ритуальная «хуня». (для медвежьего праздника)
Рис. 6. Куйсали Г.Г. - Ложка ритуальная «хуня» (для медвежьего праздника)
Рис. 8. У Н.Н. - Палочка. По мотивам культовой утвари для медвежьего культа
Рис. 8.1. У Н.Н. - Палочка. По мотивам культовой утвари для медвежьего культа
Рис. 9. Харудзо Уракава (1938 г.р. с. Уракава префектура Чиба, Япония) Фетиш ритуальный ИНАУ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен