• Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

2 июля, 2020

Фонд народного искусства Дальневосточного художественного музея располагает рядом обрядовой атрибутики, необходимой для проведения медвежьего праздника: ковши, ритуальные стружки, блюда, ложки и палочки. Все эти предметы имеют не одно этническое происхождение, так как медвежий праздник – сложное по структуре ритуальное действо, присущее всем коренным народам Приамурья и Сахалина. Этот обряд – концентрированное отражение религиозных представлений коренных этносов побережья Тихого океана. медвежий праздник

Суть праздника в жертвоприношении медведя (выращиваемого в стойбище от 3-х до 4-х лет) для транспортировки его души к божеству-хозяину, чтобы она (душа) передала послание-просьбу о лучшей жизни. Этнические истоки этого архаического праздника до сих пор остаются под вопросом, по одним предположениям, первыми данный обряд проводили айны, по другим – нивхи. Так или иначе, действия, проводимые в процессе обряда, достаточно схожи у различных дальневосточных народов. Вот краткое описание этапов данного празднества:

1. Приготовления к празднику (готовка особых блюд, изготовление ритуальных атрибутов, подготовка местности).

2. Кормление медведя, выгуливание медведя и его убиение. Во время этого этапа медведя водили по специально подготовленной в стойбище дороге, играли с ним и кормили его. После чего, привязав к хвойному дереву, расстреливали из луков (впоследствии – из карабинов). Убитое животное свежевали, голову украшали специальным убранством.

3. Внесение медведя в родовой дом, иногда через специальное отверстие или дымоход. Вносили медведя так, как если бы животное входило живым и целым. И распределяли его части в строго регламентируемом традицией порядке.

4. Кормление медвежьим мясом. Мясо животного готовили разными способами, после чего аккуратно съедали с помощью специальных палочек и ножей, каждая поедаемая часть предназначалась определённому человеку. Кстати, потребление многих частей медвежьей туши табуировано для женщин. В конце этапа медвежий череп уносили в амбар для хранения медвежьих голов. медвежий праздник

5. Проводы гостей. Данный этап сопровождался ритуалом, связанным с порогом жилища. В конце проводов кости медведя, также как и голову, собирали и относили в специальное хранилище.

медвежий праздник

Рис. 1. Неизвестный мастер — Ложка ритуальная

В коллекции ДВХМ самым выдающимся предметом медвежьего праздника является огромная деревянная ложка (или ковш) «ньхыр» (рис. 1). Экспонат создан неизвестным нивхским мастером в конце 19-го века. Длина (более одного метра) и вместительность продиктованы функциональным назначением предмета, а именно – кормлением медведя. Ложка украшена круглой резьбой с изображением медведя на привязи (рис. 2), как бы заточённого рукояткой предмета.

Немалое религиозное значение имели ритуальные стружки «иннау», ими украшались ёлки, к которым привязывали медведя перед убиением, а также их клали рядом с останками медведя в завершающих этапах обряда. Примером подобных стружек может служить изделие японского мастера с айнскими корнями Харудзо Уракавы (рис. 9).

медвежий праздник

Рис. 2. Неизвестный мастер — Ложка ритуальная

Также медведю предоставляли яства в ритуальных чашах, из которых животное кормили в последний раз. По-нивхски блюдо называли «орн». В музее можно увидеть несколько подобных блюд, к примеру, изделие ульчского мастера Росугбу с плоскорельефным спирально-ленточным орнаментом, покрывающим практически весь сосуд (рис. 3, рис. 3.1), и более древнюю вариацию неизвестного мастера начала 19-го века с рельефно вырезанной фигуркой распластанного медведя, указывающей на предназначение посуды (рис. 4). медвежий праздник

Ложки «хуня» (рис. 5, рис. 6) и ковш «ото» (рис. 7), созданные мастером Куйсали, также предназначались для использования в медвежьем празднике.

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 3. Росугбу М — Блюдо ритуальное

 

медвежий праздник

Рис. 3.1. Росугбу М. — Блюдо ритуальное

Интересны палочки для еды мастера Николая У (рис. 8). Помимо орнамента, каждая палочка увенчана парными фигурками медведей (рис. 8.1) на цепном соединении. Такими палочками положено было есть медвежье мясо, отрезая его ножом, рвать мясо зубами строго запрещалось.

Следует отметить, что медвежий праздник имел не только сакральную, но и практическую пользу, ведь в процессе его проведения (праздник длился обычно несколько дней, по дню на этап) собирались люди со всех соседних стойбищ, как для участия в обряде, так и для обсуждения совместного рыболовного и охотничьего промыслов, для договоров о торговле и решения других немаловажных для жизни вопросов.

На данный момент традиция проведения медвежьего праздника исчезает, хотя несёт в себе чуть ли не основополагающую роль в верованиях народов Амура и Сахалина. Но к небольшой материальной части этой традиции мы можем прикоснуться в стенах Дальневосточного художественного музея.

Ковальчук Антон, специалист экспозиционно-выставочного отдела

Главное фото: рис. 7. Куйсали Г.Г. — Ковш для медвежьего праздника

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 4. Неизвестный мастер — Блюдо ритуальное

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 5. Куйсали Г.Г. — Ложка ритуальная «хуня». (для медвежьего праздника)

медвежий праздник

Рис. 6. Куйсали Г.Г. — Ложка ритуальная «хуня» (для медвежьего праздника)

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 8. У Н.Н. — Палочка. По мотивам культовой утвари для медвежьего культа

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 8.1. У Н.Н. — Палочка. По мотивам культовой утвари для медвежьего культа

Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Рис. 9. Харудзо Уракава (1938 г.р. с. Уракава префектура Чиба, Япония) Фетиш ритуальный ИНАУ

  • Теги
  • ДВХМ
  • искусство
  • культура
VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ

«ШУМ» в музее Дальневосточный художественный музей

«ШУМ» в музее

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ

Видеоэкскурсия
Фотогалерея
  • Город
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.