Рассчитываться за проезд в общественном транспорте по безналу удобно и безопасно. Система безналичной оплаты «Электронный проездной» заработала в краевом центре в конце 2017 года. Сначала терминалы вызывали много вопросов как у водителей, так и у пассажиров, но, в конце концов, все к новшеству привыкли и уже не представляют себе автобусы, троллейбусы и трамваи без валидаторов. А на днях в Хабаровске установили первый стационарный терминал. Он позволяет рассчитаться картой или телефоном при входе в транспортное средство без участия кондуктора. Где можно увидеть и опробовать новинку, выяснял корреспондент «Хабинфо». электронный проездной

Пять комплектов оборудования, которое будут тестировать в Хабаровске до конца года, предоставила московская компания-разработчик. Первый уже смонтировали на троллейбусе, ещё три установят там же, на «рогатых», и ещё один валидатор поставят на трамвай. Эксперты из златоглавой, представители «МУП «Городской электрический транспорт» и МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» долго выбирали подходящий вагон. Сначала хотели примерить новинку на один из новых оранжево-синих трамваев (модель 71-623-02.02 – прим. автора), потом решили остановиться на стареньком квадратном КТМе. Выбор объяснили просто: в новых вагонах очень узкая передняя дверь, которая практически никогда не открывается. Пассажиры заходят на посадку через вторую и третью двери. А оплачивать проезд теперь придётся при входе. И в первую дверь очень сложно будет войти как пенсионерам с дачными тележками, так и мамам с колясками. электронный проездной

электронный проездной— Терминальное оборудование состоит из двух устройств, — рассказал Артём Потёмкин, директор по развитию компании-производителя терминального оборудования и контрольно-кассовой техники (Москва). — На поручень при входе мы закрепляем синий «кубик» – aQsi 5. К нему нужно приложить карту или смартфон, браслет или брелок. Причём, не важно, транспортная ли это карта или банковская. Прозвучит сигнал, что поездка оплачена, если денег на карте нет, или она в стоп-листе – устройство тоже выдаст сигнал. При этом на другом терминале, который будет закреплён в кабине водителя трамвая или троллейбуса, тоже появится информация – прошла оплата по безналу или нет. Расчёт наличными деньгами не отменяется: просто нужно будет при входе оплатить проезд водителю. Оборудование работает без принтера, поэтому чеки не печатает. Если пассажиру нужен будет билет – он может скачать его на сайте или через мобильное приложение, вбить номер карты и получить электронную копию своего чека.

Компания–производитель оборудования разрабатывала устройство несколько лет. Работали в тандеме с коллегами из «Золотой короны» - те подготовили и прописали программное обеспечение. Терминалов, которые устанавливают у водителя, смонтировали уже более чем на пятидесяти тысячах транспортных средств, «кубиков» - почти четыре тысячи. Кстати, Хабаровск – семидесятый по счёту город, в котором фирма устанавливает своё оборудование для бескондукторной системы оплаты проезда. Обычно, отмечает производитель, в первые две недели на транспорте работают волонтёры, которые встречают пассажиров и объясняют им, как пользоваться устройством, чтобы не отвлекать водителя. В краевом центре эту роль на первых порах будут исполнять кондуктора.

— Всё-таки мы очень переживаем, как это всё будет работать, — поделилась Татьяна Филиппова, руководитель службы эксплуатации МУП «Городской электрический транспорт». — Ведь нагрузка и ответственность на водителе и так колоссальная! А он ещё теперь должен следить, сколько людей зашло, сколько из них рассчиталось. Принимать деньги за проезд, давать сдачу. У нас есть старейший водитель, он профессионал в своём деле, мы его очень ценим, но вот от ста отнять двадцать восемь для него проблема. Он сказал – поставите на мою машину терминал такой – придётся увольняться. Да и потом – трамвай в длину 14 метров, это даже не автобус. Автобус 12 метров, а тут ещё плюс 2 метра, водитель должен смотреть за всем, что в салоне происходит, у нас токоприёмник... Не знаю, я по трамваю очень волнуюсь, в инструкции даже у кондуктора написано - действия кондуктора, когда он помогает водителю. У него очень много функциональных обязанностей. Если не будет кондукторов – кто, в случае чего, поможет водителю?

электронный проездной

Сейчас оборудование предоставлено предприятию для теста на безвозмездной основе. Но если эксперимент пройдёт гладко и такие устройства решат закупать, то стоимость одного комплекта – порядка сорока тысяч рублей. И монтировать их придётся на каждую дверь – ведь, во-первых, у хабаровчан пока нет привычки рассчитываться за проезд при входе в транспортное средство, во-вторых, опять же, инвалид, пенсионер с тележкой или мама с коляской по ступенькам не зайдут.

Кстати, терминал не снабжён турникетом, производители рассчитывают на сознательность хабаровчан. И вот здесь, возможно, в расчёты вкралась ошибка.

— Мы посмотрим на собираемость выручки на транспорте, где установлена бескондукторная система оплаты проезда, — говорит Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». — К концу года посмотрим – удобно или неудобно жителям так рассчитываться за проезд, насколько это экономически выгодно для предприятия. Турникеты не устанавливаем, потому что это было бы внесением изменений в конструктив транспортного средства, это очень долго согласовывать. В советские годы говорили – совесть пассажира – лучший контролёр. Думаю, и сейчас это справедливо для хабаровчан. Кстати о контролёрах: они будут снабжены таким же терминалом, как у водителя, чтобы проверить – была ли совершена оплата, нужно будет ещё раз приложить карту, которой рассчитывались за проезд, к валидатору. Не нужно волноваться, что деньги спишутся ещё раз – этого не произойдёт. Просто на устройстве отобразится информация, прошла оплата по безналу или нет. электронный проездной

Вопрос полного отказа от кондукторов в Хабаровске пока не стоит. Но, возможно, со временем их будут переводить на работу в контролёры.

Если у пассажиров возникнут вопросы по оплате проезда по стационарному валидатору, нужно позвонить по телефону МБУ «ХМНИЦ» (4212) 45-25-05.

Мария Полякова Фото автора


  • Читайте также: Наводить порядок на остановках в Хабаровске будут три года - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен