Бизнес – это своего рода путь от кризиса к кризису, так считает Мария Ракуса, арт-директор и владелица 28 компаний, эксперт в области маркетинга и продвижения. Она вышла в прямой эфир в соцсети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) вместе с Инессой Ткачук, консультантом по системному бизнесу и основателем консалтинговой компании. Девушки не стали говорить о том, что кризис есть, это и так все знают. Они предложили конкретные пути выхода из него. бизнес в кризис

От релакса до силы

Прежде, чем выложить антикризисную информацию, Мария Ракуса резюмировала ситуацию, в которой оказался мир. Экономический коллапс – именно так она называет то, что принёс с собой коронавирус в жизнь предпринимателей.

Скриншот трансляции

С её слов, бизнес будет находиться в условиях карантина около семи месяцев, карантина открытого или закрытого типа. Это «убьёт» предприятия, которые работают только «оффлайн», и тут никакие подушки безопасности им не помогут.

И если цены на нефть, нестабильность с ценными бумагами и 300% внешнего мирового долга могут вернуть россиян к кризису 2008 года, то такой расклад пугает далеко не всех. По мнению двух предпринимательниц, некоторые бизнесмены, которые обращаются к ним за помощью, пребывают в расслабленном состоянии. Мол, мы столько кризисов пережили и этот переживём.

– На мой взгляд, у предпринимателей должна быть паника. Самое страшное, что им нужно подготовиться к двум месяцам кризиса, если не к семи или даже больше – к году нестабильности, – говорит Мария Ракуса. Поэтому она призывает не ждать, когда закончится самоизоляция, а вливаться в новое течение жизни уже сейчас.

Мария сразу назвала отрасль, которая пойдёт вверх в 2020 году – продажа бывших в употреблении товаров. Если полистать зарубежные новости, то можно найти множество примеров, как этот тренд применить конкретно к своему делу. Это связано с тем, что у большинства людей будет мало денег в мае, а, сидя дома на карантине, они перебирают старые вещи и ищут, что можно продать, чтобы заработать.

Если не учитывать советы и тренды, то это приведёт к естественному сокращению бизнесменов в области МСП. Мария считает это хорошей историей, потому что с рынка уйдут слабые игроки. Тогда как стать сильным? бизнес в кризис

Шаг за шагом

Выступление Марии условно можно поделить на две части – конкретные действия и те самые советы, при соблюдении которых компанию можно укрепить. бизнес в кризис

Для начала девушка советует перераспределить бюджет – отказаться от наружной рекламы, уволить советников по хорошему настроению и пустить деньги на маркетинг и пиар. Казалось бы, зачем тратить средства на выяснение потребностей рынка в товарах и услугах, а также на пиар компании, когда это практически не приносит дохода. Но ситуация, по мнению экспертов, изменилась коренным образом – прямая работа с клиентом временно запрещена, а вся деятельность перекочёвывает в Интернет.

Люди находятся в состоянии паники или шока, потребности аудитории меняются, а выяснить, чего хотят клиенты, поможет концепция «Lovemarks» – лавмарки, которую использует Мария Ракуса для своих компаний.

– Это эмоциональная связь бренда с клиентом. Без тесной и честной коммуникации выжить не получится. Не надо рассказывать про коронавирус, а надо давать аудитории решения и поддерживать её. Решения поможет найти разговор. Например, хабаровский бутик цветов опубликовал пост в Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации), который за душу берёт о том, как падает цветочный бизнес, – говорит Мария.

Поэтому главным способом выхода из кризиса – переводить бизнес в онлайн. И в этом направлении, советует эксперт, лучше сделать хоть что-то, чем совсем ничего. Найти бесплатные конструкторы сайтов, самому «заливать» туда товары и необязательно нанимать людей, которые это будут делать за деньги.

Кстати, о средствах. После «усушки» бюджета Мария советует выделить вечер на то, чтобы расписать на бумаге всевозможные пути развития компании – от выхода из кризиса до краха. Инесса Ткачук с юмором называет это действие «составить план «А», план «Б» и план «Ж».

Предпринимателям предстоит здраво оценить рынок, целевую аудиторию и свои возможности. Девушки также просят не забывать о том, что есть услуги бесплатного экспресс-аудита, где за четыре часа проанализируют ситуацию компании и дадут советы по решению проблем.

Мария Ракуса считает, что кризис отсеет слабых игроков бизнес-рынка

Не бояться убирать

Одной из таких проблем бизнесменов – зарплаты. Это волнует сотрудников и руководителей. По мнению Марии, уровень зарплат будет падать, и неизбежны сокращения.

– Плюс кризиса, что он показал душу сотрудников, их мотивацию или её отсутствие. Всех людей, которые не мотивированы, надо убирать, – говорит Мария.

– Когда я веду тренинги по командообразованию, то у меня есть такой классный показатель. Если вы ушли с работы и продолжаете думать о каком-то сотруднике, то его надо убирать. О хороших сотрудниках мы не вспоминаем, они хорошо делают свою работу, – добавила Инесса Ткачук.

И если уж бизнесмен решится на сокращение, то перейти от реструктуризации коллектива к товарам и услугам будет уже не так сложно. Менять, так менять! бизнес в кризис

– Мы не должны поддерживать абсолютно все каналы, которые у нас есть и тянут из нас деньги. Нужно работать только с потенциалом. Сконцентрируйтесь на том, что даёт вам 80% конверсий в продаже. Есть знаменитый закон Парето – принцип 80/20. Пожертвуйте 20% того, что приносит вам деньги, и тогда вы получите не размытый результат. Сконцентрируйтесь на тех 80%, которые приносят вам хороший результат. Та же ситуация с продуктом. Нам не нужны линейки продуктов. Если у вас есть 20% продукта, который вы тянули или так было надо, то самое время от него отказаться, – резюмировала Мария Ракуса.

Поможет сэкономить ещё и уменьшение географии по региону или городу. Если какая-то логистика неудобна, то нужно её убирать. Инесса добавляет, что главное – максимальная оптимизация, бить в точку, в конкретного клиента с минимальными затратами. Быстрее всего с этим поможет толковый таргетолог. Опять же таргетинг не бесплатен, реклама и продвижение тоже.

– Никогда не останавливайте рекламу и продвижение. Потому что со дна потом подняться не будет возможности. Если вы не будете напоминать о себе, то вас забудут и придут к конкуренту. Есть много способов, как сделать это бесплатно. Не забывайте о том, что владельцы бизнеса сейчас тоже должны выйти из тени и рассказывать о своей компании, – советует Мария Ракуса.

Советы по «ремонту»

Девушка поделилась бесплатным способом рекламы своего ресторана во Владивостоке: «Там каждый день рестораны друг другу присылают доставку. И каждый ресторан в своём Инстаграме (ресурс запрещен в Российской Федерации) рекламирует другой ресторан». Это ещё один из лайфхаков для МСП – объединяться с конкурентами. Если раньше они наблюдали друг за другом со стороны, то теперь самое время пожать руки. Мария напоминает, что ситуация настолько с бизнесом серьёзная, что одному с кризисом не справиться.

Отвечая на вопросы аудитории в прямом эфире, Мария Ракуса накидала несколько советов, как можно переформатировать свой бизнес. Если это туркомпании, то им нужно помнить, что не у всех людей есть дачи. Поэтому можно организовать самоизоляционные туры – снабдить людей продуктами и отправить в лес, чем не «лакшери» отдых?

Для ювелирных магазинов можно организовать акцию: купите два обручальных кольца, и мы поженим вас онлайн бесплатно. Или, вспоминая о тренде на б/у товары, сдайте свои украшения и получите скидку на покупку нового. Полученные от клиентов вещи реставрировать и тоже продавать.

Говоря об одной из компаний своего консалтинга, Мария не отрицает, что гостиницы закрыты, и тут ничего не сделаешь. Девушка посоветовала провести анализ бюджета и найти ресурсы, которые позволят сэкономить. Ведь спад клиентов будет наблюдаться, когда гостиницы откроются. Можно так же сделать в помещениях ремонт – то, что сложно организовать при посетителях. И если говорить обо всём бизнесе в целом, то его «ремонт» – это то, к чему уже следовало приступить.

Фото Ольги Цыкаревой

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен