Я давно мечтала попасть в Московский музей анимации. Но каждый раз в мой приезд в Москву что-то «не срасталось» и я с тоской проходила мимо телефонной будки у входа, где расположился с апельсинами мультипликационный Чебурашка. Но это лето не просто подарило мне шанс посетить знаменитый музей, но и встретиться с его креативным директором, почётным деятелем искусств города Москвы Кириллом Поликарповым — режиссёром, аниматором, художником и сценаристом. Дети называют его просто Мультик.

А помните?..

«Пацаны! По телеку мультики начались!». В моём детстве одной этой фразы было достаточно, чтобы играющая во дворе ребятня рванула по домам.

На время воцарялась тишина. Но только заканчивалась программа, и весёлая толпа вновь заливала двор. И то там, то тут, как кораблики, выныривали «народные» фразы, которые многие взрослые, выросшие на мультипликации «Союзмультфильма», цитируют и по сей день.

Помните? «Спокойствие! Только спокойствие!», «Щассс спою», «До пятницы я совершенно свободен!», «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью», «Нас и здесь неплохо кормят!»... Перечислять можно до бесконечности. У каждого найдётся своя любимая цитата.

Чуть позже на российских киноэкранах появилась великолепная мультипликация Диснея. «Микки Маус» (0+), «Красавица и чудовище» (0+), «Русалочка» (0+), «Бэмби» (0+), «Король Лев» (0+), «Винни Пух» (0+) и многие другие. Американских героев полюбили не меньше.

Нынешнее поколение растёт уже на других мультфильмах. Их кумирами стали Человек-паук и Ми-ми-мишки, Губка Боб и герои современной анимации.

И всему этому — от советской и зарубежной классики до современных «страшилок» нашлось место в Московском музее анимации. Единственном в России и четвёртом в мире, посвящённом анимационному искусству.

Креативный директор Московского музея анимации Кирилл Поликарпов.

Прогулка по музею

Сам музей представляет некий таинственный лабиринт, где в каждой комнатке и у каждой экспозиции есть входы — выходы, загадки, документы, рисунки, куклы, исторические анимационные артефакты... Подробно всё рассмотреть — дня не хватит, а уж подробно описать...

В музей я заходила с какой-то внутренней опаской. Как ребёнок, который ожидает чуда и очень боится разочароваться. Разочарования не было. А детство внутри меня вдруг проснулось. И очень захотелось попрыгать по расчерченной на полу клавиатуре, подержать в руках игрушки, посмотреть мультики... Кстати, мультфильмы я смотрела. Они идут на маленьких экранах почти в каждом зале. И иногда я просто «зависала» возле них. Так же, впрочем, как и у многих экспонатов. Например, меня очень заинтересовал зоотроп.

Он напоминает бочок из стиральной машинки с прорезями. Внутри — лента с нарисованным мальчиком. Крутишь барабан, смотришь в щель. А мальчик вдруг оживает и начинает двигаться. Это ли не волшебство?

Как ребёнок советской эпохи, больше всего времени я, конечно же, провела среди экспозиций «Союзмультфильма». Собственно, и сам музей создавался изначально на энтузиазме сотрудников этой знаменитой легендарной студии. Они же предоставили и первые экспонаты для него. Например, Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк с крысой Лариской – куклы, специально изготовленные сотрудниками киностудии в подарок Леониду Ароновичу Шварцману. Они – точные копии тех, что принимали участие в съемках. Над ними висит оригинальный чертёж Чебурашки. Реальный его рост достигал всего 9 сантиметров, чтобы фигуркой было легче управлять на «съемочной площадке».

Надолго «застряла» я и у героев диснеевских мультфильмов рядом с таинственной большой дверью. Как оказалось, это вход в «гараж Уолта Диснея», ведь его мультипликационная империя начиналась именно в гараже. В «гараже» музея проходят мастер-классы по созданию мультфильмов, здесь появляются на свет детские шедевры современной анимации.

В «гараже» состоялась и наша беседа с директором музея.

Дом для мультфильмов

Официальная дата рождения Московского музея анимации — 15 сентября 2006 года. Хотя впервые дом для мультфильмов открыл свои двери в 2005 году. Изначально музей располагался на ВДНХ. И тогда ещё никто из организаторов не знал, как долго он будет существовать.

— Музей организовали бывшие сотрудники советской киностудии «Союзмультфильм». Хотя говорить про них «бывшие» как-то неправильно. Нет бывших в профессии, которая стала твоей жизнью, — говорит Кирилл Поликарпов. — Поначалу экспонатов было всего-то чуть больше ста. Те, что они подарили музею.

Одним из главных основателей музея, первым и Почётным его директором стал великий советский и российский аниматор, патриарх рисованного и кукольного кино, народный художник РФ Леонид Шварцман. Это благодаря ему мы познакомились не только с Чебурашкой и его друзьями, но и с котёнком по имени Гав, со всеми героями из мультфильма «38 попугаев» (0+), маленькими обезьянками и их мамой, волком, с его знаменитой фразой «Щассс спою» и многими и многими другими.

Со временем музей разросся, коллекция обогатилась новыми экспонатами. Сегодня их уже более 7000. Здесь же можно познакомиться с жизнью и творчеством мэтров нашей мультипликации.

Но как и в начале двухтысячных, так и сейчас у музея нет ни спонсоров, ни своего помещения — самый необычный коммерческий проект.

— Все эти годы мы работаем на хозрасчёте. Даже в самую жёсткую пандемию, которая порушила всю нашу логистику, — продолжает директор. — Раньше в музей попасть было очень сложно. Запись шла на полгода вперёд. Потому что у нас не только уникальные экспонаты, но и разработаны уникальные программы, аналогов которым в мире нет.

Про каждый экспонат коллекции можно рассказывать часами. Один из самых необычных, с невероятной историей — ксерокс эпизода раскадровки из мультфильма «101 далматинец».

— Мы купили на аукционе в Америке все до единой оригинальные картинки раскадровки этого мультфильма. Причём в английской или американской анимации нет такого понятия, как «раскадровка». У них есть «storyboard» — история на доске. Это как раз одно из основополагающих отличий советской мультипликации от американской анимации. На этом можно было провести целое исследование, даже диссертацию написать! Но «101 далматинца» на таможне завернули со словами: «Какое право вы имеете вывозить культурное американское наследие?». Нам пришла коробка, на дне которой лежал вот этот ксерокс. И через какое-то время вернули деньги, — рассказал Кирилл Владимирович.

Рассказывая о коллекции музея, директор не скрывает, что некоторые, причём уникальнейшие экземпляры попали сюда… с помойки студии «Союзмультфильм». Например, кинокамера для покадровой съёмки рисованных мультфильмов, которая когда-то специально была разработана в Научно-исследовательском кинофотоинституте. Таких камер уже больше не осталось.

— Если говорить о душе музея анимации, то это наши программы. То, что мы делаем, не делает никто, — продолжает аниматор. — Например, короткий десятиминутный мультфильм снимается год, и над его созданием трудится от 50 до 100 профессиональных художников. А мы на своих программах за 45 минут создаём мультфильм, который в реальном времени снимается месяц. Причём аудитория самая разная. От пяти до, скажем, 95 лет. Мы используем технологию перекладки, жанр которого в мире не существует. Можно сказать, открыли новую профессию, которая называется аниматор в квадрате. У нас целое направление — создание детских мультфильмов — детская мультипликация. И это не мультики, снятые профессионалами для детей, а мультипликация, снятая самими детьми. Детские мозги работают настолько креативней взрослых. У детей сознание настолько не замусорено, что если бы они умели писать сценарии, сценарии для мультфильмов писали исключительно дети. Они лёгкие. Они ещё связаны с космосом. Им все придумки даются очень легко. И если бы мы с вами могли вернуться в детство, наверное, мы могли многое ещё успеть сделать.

Кирилл убеждён: заниматься с детьми мультипликацией может только тот, кто любит детей и любит мультфильмы. Ведь если ты любишь детей, но ничего не понимаешь в мультипликации, ты можешь делать всё что угодно, только не мультики снимать. И если ты любишь мультипликацию, но не любишь детей, ты можешь делать всё что угодно, только не мультики с детьми снимать.

Думаю, он прав. Для меня же Московский музей анимации оказался той самой дверью в мир, куда уходит детство. И я очень рада, что мне удалось её чуточку приоткрыть.

Московский музей анимации находится на территории Измайловского Кремля по адресу: Измайловское шоссе, 73 Ж.

Добраться до Измайловского Кремля просто. В какой бы точке Москвы вы не находились, вам нужно попасть в метро на МЦК — Московское центральное кольцо. Нужная станция — Измайлово. Далее направляемся по указателю «Измайловское шоссе». А всю информацию о программах и мероприятиях можно найти на официальном сайте музея. Там же указаны и телефоны для предварительной записи и режим работы.

В ТЕМУ:
Московские прогулки: необычные маршруты. Усадьба Воронцово

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен