Музей «Собрание» — ещё одно место в Москве, которое можно посетить бесплатно. Но если вы думаете, что сюда дозволено просто прийти и просто поглазеть на экспонаты, то вы заблуждаетесь.

Попасть в «Собрание» вы сможете только по предварительной записи и только в составе экскурсионной группы. При входе вас дважды пропустят через «ворота» (не только в дверях музея, но и при входе на территорию), проверят сумку и сделают «почётный круг» металлоискателем. И не забудьте паспорт — обязательно посмотрят: та ли личность пришла на экскурсию, что записалась, или произошла подмена.

Но не спешите говорить «фи», если такие предосторожности кажутся вам странными и ненужными. Мне тоже так казалось, но только до того момента, как я попала в сам музей. Моё «фи» мгновенно провалилось внутрь, даже не успев вырваться, потому как все три этажа «Собрания» оказались заполнены удивительными историческими артефактами из мира механики и музыки. Многие из них сохранились в единственном экземпляре.

А начиналось всё так…

Где-то в Европе жил когда-то шведский бизнесмен Билл Линдвалл. Был он страстным коллекционером. Но искал не какие-то там обычные вещи, а старинные музыкальные механические инструменты. Он собирал свою коллекцию 40 лет, и насчитывала она 460 предметов. Иногда, в хорошую погоду, Билл выходил на городскую площадь в Стокгольме и с удовольствием крутил ручку переносного органчика, радуя горожан звуками старинных мелодий.

В начале 90-х годов прошлого века Билл познакомился с российским бизнесменом Давидом Якобашвили. Со временем мужчины стали общаться не только в рамках бизнеса, но и подружились.

В 2000-ом году, когда Билл серьезно заболел, он предложил своему другу купить его коллекцию и сделать музей. Линдвалл опасался, что его дети рано или поздно распродадут по частям ценные предметы, и хотел передать коллекцию в руки человека, который сможет продолжить его дело.

С этого момента и начинается история музея «Собрание». Давида Якобашвили так увлекла эта идея, что он стал искать не только интересные арт-объекты, но и собирать предметы декоративно-прикладного искусства, русскую бронзу, антикварные часы с музыкальными механизмами, автоматоны и кукол.

Параллельно с пополнением коллекции он формирует команду специалистов-реставраторов, так как большая часть экспонатов нуждается в серьезном восстановлении.

Сегодня «Собрание» — это одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения, художественный фонд которой насчитывает более 20000 экспонатов. Основа коллекции — самоиграющие музыкальные инструменты и механические редкости. Фонды музея также объединяют предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графику, коллекцию русской бронзы, коллекцию старинного русского и зарубежного серебра, стекла и хрусталя.

Словами, конечно, можно описать музыкальные шкатулки и органы, оркестрионы и шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, часы и автоматоны. Но вот эмоции, которые просто переполняют, когда проходишь по залам музея, словами не передать.

Знакомьтесь — автоматоны

Здесь я впервые узнала, что такое — автоматон. Оказывается, это самые первые в истории человечества роботы.

Механические фигуры, напоминающие людей и животных, изготавливали ещё в древние времена. Но самую большую популярность автоматоны получили чуть больше двух столетий назад. Заводные куклы, не предназначенные для детских рук, могли совершать простые действия и даже играть на музыкальных инструментах.

В музее собрана большая коллекция автоматонов, некоторые из них были сделаны ещё в начале 18 века. Они танцуют, играют, работают. С автоматонами создан целый город, где куклы ведут себя, как люди, повторяя все человеческие движения. Даже взгляд у них подвижный, и кажется, что автоматоны действительно живут.

Кстати, в те времена куклы-автоматоны использовались не только как предмет роскоши, но и в рекламных целях — как зазывалы. Такие в коллекции музея тоже есть. Один из них— говорящий автоматон в рост человека «Джентльмен из дома Бубо» — встречает посетителей сразу же с первых шагов экскурсии по музею. Он появился на свет в 1930 году и стоял в Парижской торговой галерее. Бубо и сегодня умеет разговаривать, любезно приветствуя посетителей: «Добро пожаловать в музей «Собрание».

Уличные органы и поющие птички

Перевернул музей и моё представление об органной музыке.

Я всегда думала, что органы — это огромные музыкальные инструменты, место которым только в больших концертных залах или церкви. Но…

Оказывается, есть и переносные уличные органы, которые перекатывали с места на место и играли на них на базарах и ярмарках. В музее более 150 таких музыкальных шедевров. Самый древний уличный орган 1760 года выпуска, а самый молодой — выпустили в 2001 году.

С удивлением узнала и о том, что играли на уличных органах не только в Европе. Они были очень популярны в России в 18 — 19 веках. И назывались они… шарманки!

Чтобы играть на уличном органе музыкального образования не требовалось. Крути себе ручку, а умный механизм сам воссоздаст мелодию, нанесённую на специальный лист.

Многие инструменты, находящиеся в музее, действуют и по сей день, и мы смогли послушать музыку улиц давних времён. Кстати, в Грузии, Белоруссии и некоторых европейских странах уличные органы по-прежнему важная составляющая музыкальной культуры.

Ещё одна коллекция механических автоматов — поющие птички. Заводные фигурки птиц, почти точная копия настоящих, в ажурных клетках двигаются по определённой программе и звонко поют. Впервые такой механизм был создав в 1752 году.

В 18-19 веках эти редкие дорогие диковинки принадлежали только состоятельным персонам. Помните сказку Андерсена «Соловей»? Вот там как раз и упоминается такая птичка, услаждающая слух китайского императора.

Такие птицы были показателем богатства, а потому считались самым дипломатическим подарком. Ведь клетки делали только в ювелирных мастерских, а птиц создавали часовщики, которые в те времена считались самыми лучшими мастерами механизмов. В некоторых клетках есть даже встроенные часы, которые показывают точное время.

Я не знаю, какими умениями обладали давние механики, но пение птиц не отличить от настоящего. И когда заведены сразу несколько механизмов, возникает ощущения, что находишься в парке или в лесу, и солнце только-только встало.

Часики, часы, часищи

Целый этаж в музее «Собрание» отведён моим самым любимым механизмам — часам. Каких здесь только нет! Карманные, настенные, напольные, каминные и даже каретные. Но если на карманные часики (пусть даже и позапрошлого века) я особого внимания не обратила, то часы-скелетоны меня просто поразили!

Само слово «скелетон» сразу же ассоциируется со словом «скелет». И это действительно так. Механизмы таких часов не заперты в корпус, и можно часами рассматривать движение маленьких и больших шестерёнок и множество удивительно слаженно работающих деталей.

Часы-скелетоны прятали под большим стеклянным колпаком, чтобы пыль и влага не оседали на хрупких элементах.

Удивительно, но в моду таки часы вошли в Европе ещё в 16 веке. И обязаны они этим протестантам., которым запрещалось носить всяческие украшения и изысканные вещи. Но вот часы под запрет не попали. Поэтому ювелиры стали сотрудничать с часовыми мастерами, и уже вместе они делали настоящие произведения часового и ювелирного искусства, украшенные гравировками, ажурными элементами и драгоценными камнями.

Кстати, не все скелетоны в галерее — из прошлых веков. Есть и современный экземпляры, выпущенные уже в 21 веке. Но без комментария экскурсовода это вряд ли заметишь.

Как попасть в музей

Рассказать обо всех экспонатах музея невозможно. Но одно я могу сказать точно — побывать здесь стоит, и даже не один раз.

Вас обязательно познакомят с самыми примечательными предметами коллекции. Вы услышите, как звучали музыкальные механические инструменты разных времён. Рассмотрите самых интересных автоматонов и полюбуетесь на массу других не менее привлекательных вещей.

Чтобы попасть в музей, нужно предварительно записаться на экскурсию на официальном сайте «Собрания» — на главной странице внизу для этого есть отдельная строка. Обязательно обратите внимание на правила посещения музея, чтобы не разочароваться, если не пустят. Например, если у вас грязная обувь или неряшливый вид, посетить «Собрание» вам не дано.

Сам музей находится в историческом месте — на подъезде к Кремлю, в районе старинных кварталов Китай-города, недалеко от парка Зарядье, где пересекаются улицы Солянка с Яузским бульваром. Ориентир — площадь Яузские ворота.

Ближе всего к музею находится станция метро «Китай-город» (оранжевая Калужско-Рижская и фиолетовая Таганско-Краснопресненская линии).Чуть дальше — станция «Таганская» (коричневая Кольцевая линия).

Остановка наземного транспорта, «Яузский бульвар», располагается напротив музея. До остановки можно доехать на автобусах № е70, м6, м7, н4, н5, н7, н8, 13. На трамвае можно добраться до остановки «Яузские ворота», расположенной в нескольких минутах ходьбы от музея. Здесь останавливаются трамваи № А, 3, 39.

А если у вас нет возможности приехать, на сайте музея вы можете посетить различные виртуальные экскурсии. И тоже совершенно бесплатно.

В ТЕМУ:
Московские прогулки: необычные маршруты. ВДНХ и Музей кино

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен