В первую очередь Бикин известен тем, что он самый южный город Хабаровского края. И хотя его история в качестве города началась только в XX веке, как поселение он уже существовал с конца XIX века. Получив импульс со строительством Транссиба, Бикин хоть и не превратился в крупный центр, тем не менее стал достаточно известным населённым пунктом Дальнего Востока со своей историей.

Старший брат

Русский Дальний Восток начал активно заселяться со второй половины XIX века. Однако до тех мест, где возник Бикин, русские добрались не сразу. Ещё в 1893 году здесь была глухая тайга. В этом месте протекала река Бикин — один из притоков Уссури, название которой переводится с удэгейского как «Старший брат». При чём здесь брат, если речь шла о реке? Возможно, что так удэгейцы, проживавшие по берегам этой реки, представляли «взаимоотношения» Бикина с другими речушками. Бикин — старший брат, а многочисленные притоки — его сёстры.

Правда, есть ещё мнение, что название Бикин и означает «река, текущая между гор». Сами удэгейцы, описывая её, говорили, что она богата рыбой, а прибрежные горы — зверьём. Сюда, в эти богатые места, в конце XIX века начали прибывать и русские поселенцы. Это были казаки образованного на Дальнем Востоке Уссурийского казачьего войска. Они основывали свои станицы на юге края, в тои числе на берегу реки Уссури. Такое поселение появилось и на левом берегу реки Бикин. Назвали его село Оренбургское, возможно, потому, что основали его выходцы из Оренбургских казаков. Сам же Бикин возник чуть позднее на противоположном правом берегу реки, напротив села.

Железнодорожный импульс

Толчком к появлению посёлка Бикин стало строительство Уссурийской железной дороги. Оно предполагало возведение 30 станций в 1894 году. Одной из этих станций северного участка Уссурийской дороги и стал Бикин. Он появился в 1895 году как казачий посёлок и назывался тогда Бикинский, как и целый станичный округ Уссурийского казачьего войска. Из сёл Козловки и Лончаково сюда перешло правление казачьей станицы. Здесь же проходил и Бикинский строительный участок железной дороги, известный под номером семь.

Уссурийская железная дорога - восточное звено Транссибирской магистрали
В ТЕМУ

Так в ходе строительства Уссурийской железной дороги и появилась станция Бикин, а рядом с ней — Бикинский мост. Здесь же находилась и резиденция строительства железной дороги, а начальником строительного участка здесь был инженер Бочаров Николай Николаевич. По сложившейся на Уссурийской дороге традиции давать в качестве названий станций имена инженеров-строителей, одна из них была названа Бочарово.

Первыми жителями Бикина стали сами строители станции — вольнонаёмные рабочие, прибывшие сюда по переселению, а также закончившие службу солдаты. Но главное — была построена железнодорожная станция, что само по себе способствовало притоку в поселение населения. В Бикин стекались жители ближайших станиц и сёл, решившие перебраться поближе к железной дороге.

Станция Бикин. Источник: bikin.khabkrai.ru

Казачья станица

В 1897 году Бикин появился в официальных документах. Его упомянули в книге первой всеобщей переписи населения Российской империи по Приморской области. В этом году произошло важное для посёлка (и не только) событие — торжественное завершение работ по строительству Северного участка Уссурийской железной дороги. Это означало установление постоянного железнодорожного сообщения между Хабаровском и Владивостоком: с 1 сентября 1897 года — почтовое, а уже с середины сентября того же года — товарно-пассажирское.

По новому пути на Дальний Восток хлынули переселенцы. Появлялись новые населённые пункты, а уже существовавшие стали расти. В особенности хороший толчок к развитию получили те, что находились вблизи от железнодорожных станций, как тот же Бикин. Хотя иногда этому способствовали и другие обстоятельства. Например, после сильного наводнения 1904 года большая часть населения села Оренбургское перебралась в Бикин. А в 1907 году сюда массово переселились Забайкальские казаки. Из станицы Козловской сюда было переведено станичное управление. Так посёлок Бикин не просто превратился в станицу, а стал центром станичного округа. Его станичным атаманом стал Никифор Сильвестрович Пономарев.

Бикин в начале ХХ века

Места эти привлекали не только тех, кто решился накрепко связать свою судьбу с сельским хозяйством, хотя многие продолжали искать удобные земли. В 1905 году владивостокский лесопромышленник Л. Ш. Скидельский на территории Бикинской станицы начал строительство небольшого завода. В 1908 году предприятие выпустило первую партию пиломатериалов. Первоначально численность работников была не очень большой — 22 человека. Да и само предприятие было не сильно крупным: главный корпус, в котором находилось пять пилорам для распилки леса, столярный корпус, помещение с двигателем, вырабатывавшим электроэнергию, и склад. Но уже к 1910 году работников было более 60 человек, а в год заводик распиливал до 27 500 кубометров.

Завод давал возможность заработать и другим жителям, ведь сельское хозяйство в станице было не особо развито. Было несколько зажиточных семейств, владевших конными обозами. Они и получали подряды от Скидельского на заготовку, сплав и выкатку леса. Сами их хозяйства были достаточно обеспеченными и передовыми: ими использовались такие сельскохозяйственные машины, как двухлемешные плуги, сеялки, культиваторы, молотилки, жатки, бороны. В самой станице даже была паровая мельница.

Но сами подрядчики сельским хозяйством не занимались. Они сдавали свои земли в аренду менее обеспеченным односельчанам, а осенью получали с них причитающуюся часть урожая. Хотя были и такие, кто работал и в сельском хозяйстве на себя, имея не очень большие земельные наделы (середняки). У них было по 3 — 5 десятин, которые они засевали овсом, пшеницей и гречихой.

Церковь. Источник: bikin.khabkrai.ru

Бикин не мог похвастаться большим количеством культурных или образовательных учреждений. Но две школы в поселение было. Первая — одноклассная войсковая школа, в которой училось 32 мальчика и 18 девочек. Чуть позже появилось ещё начальное железнодорожное училище.

И, разумеется, в поселении была церковь. Её каменное здание было построено в 1911 — 1912 годы. Венчали здание пять золотых куполов и колокольня.

Да и само поселение было небольшим. Три улицы, на которых, кроме уже перечисленных зданий, расположились трактир, фельдшерский пункт, почтово-телеграфная контора и лавки, из которых только четыре принадлежали русским, остальные 23 — японцам, китайцам и корейцам.

В войну и мир

Революция и гражданская война тоже нашли своё отражение в истории Бикина, хотя он и не стал ареной серьёзных столкновений. В 1918 году в поселении была организована Красная Гвардия Тимофеем Васильевичем Кочневым, комендантом станции. Но Советская власть надолго здесь не осталась. Очевидцы говорили, что в поселение часто приезжал атаман Калмыков. По крайней мере, единственным материальным свидетельством с тех лет осталась братская могила на привокзальной площади, где похоронены партизаны, погибшие в боях в 1920 году. По словам одного из жителей, здесь покоятся пять человек.

В 20-е годы Бикин ещё мало чем мог похвастаться. А вот в 30-е годы поселение развивалось достаточно бурно. Здесь построили амбулаторию, деревянное здание больницы на 60 коек и роддом на 20 коек.

Старый лесозавод был расширен и механизирован, а вокруг него самого вырос небольшой посёлок. Здесь располагался и клуб с духовым оркестром, драмкружком и радиостудией. Мощности предприятия увеличились, а размер выпускаемой продукции расширился.

Произошли изменения и на железной дороге. В 1933 году началось строительство второй линии железнодорожных путей. Были построены депо, электростанция, Дом связи, клуб на 700 человек, жилые дома рабочего посёлка железнодорожников. Даже улицы были вымощены, правда, деревянными тротуарами.

Бикин быстро перерос рамки посёлка. Было построено 1100 домов, два кирпичных завода, пять школ. Открылись лесная школа, педагогические курсы и школа для взрослых. Работали девять магазинов сельпо. И вот, 9 ноября 1938 года посёлок Бикин получил статус города.

Надёжный тыл: Хабаровский край в годы Великой Отечественной войны
В ТЕМУ

Конец 30-х годов принёс Бикину новые стройки. В 1939 году открылся мясокомбинат, а вслед за ним и мясомолочный. Появились две кустарные хлебопекарни, работали столовая и ресторан. А ещё через некоторое время в городе начал работать обозный цех, производивший телеги, сани и другие изделия. Но бурное развитие было прервано войной.

Как и весь Дальний Восток, Бикин оказал посильную помощь фронту. На территории Бикинского района была сформирована 422 стрелковая дивизия. За мужество, проявленное в боях, она получила звание «Гвардейская» и была награждена орденами «Красного Знамени» и «Суворова» II степени.

Братская могила на привокзальной площади. Источник: letopisi.org

Не прекратилось развитие и после Великой Отечественной войны. В 1948 году обозный цех превратился в городской промышленный комбинат, который начал выпускать мебель: столы, шкафы, гардеробы. В 1953 году в городе появилось строительное управление, начавшее строительство жилых домов и других зданий. В 1975 году начала работу трикотажная фабрика, выпускавшая верхнюю одежду из шерстяной и полушерстяной пряжи. 

До середины 90-х годов эти и другие предприятия Бикина работали на полную мощность. Разумеется, как и по всей России, спада 90-х Бикину избежать не удалось. Но близость к Китаю и налаживание с ним прямого сообщения обеспечило возможность приобретать недорого строительные материалы, технику и другую продукцию.

В 2000-х началось возвращение на круги своя. И вновь градообразующим стало предприятие деревообрабатывающей промышленности ОАО «Бикинский лесной комплекс», уже с современным оборудованием для выпуска пиломатериалов и мебели.

А ещё в городе работает «Бикинская швейная фабрика», специализирующаяся на пошиве трикотажных изделий, предприятия хлебопекарной и топливно-энергетической отрасли. И хотя численность населения города почти постоянно сокращалась с 1989 года, город всегда сохранял своё значение как одного из важных пунктов Транссибирской магистрали.

В ТЕМУ:
Де-Кастри: Французское имя на русской карте

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен