Хабаровские пенсионеры посетили синагогу. Во время экскурсии по еврейскому культурному центру хабаровчане увидели изнутри одно из красивых зданий города, узнали интересные факты из истории еврейского народа, а еще подержали в руках главные святыни евреев: Тору и уменьшенную модель ее свитка.

– Меня зовут Юлия, без отчества. У нас это не принято, – так начала экскурсию руководитель общинных программ культурного центра хабаровской синагоги Юлия Тимофеева. Сегодня в гостях в синагоге хабаровские пенсионеры. – У меня есть еще одно имя – Яэль. У многих евреев общины в свидетельстве о рождении значится два имени, одно из них еврейское. Раньше его давали при рождении, а сейчас многие берут его во взрослом возрасте. Над своим я думала около трех лет. Яэль – в переводе «коза», – библейский персонаж, бесстрашная женщина. Мне не хватало таких качеств, и я решила добавить их себе таким образом.

Экскурсовод рассказала, что первые еврейские семьи появились в Хабаровске в 1870-ых годах. Сейчас по неофициальным данным в краевом центре проживает около 500 семей истинных евреев. Хабаровчанка Анастасия Михайловна Гомзякова тоже считает себя еврейкой, но объясняет, что документально это не подтверждено.

– Мы росли в такие годы, когда не принято было быть евреем. Хотя предполагаю, у меня есть такие корни по маме, – рассказала женщина. – Но её давно уже нет, не спросишь. И документов не осталось, ведь в те времена такими фактами не принято было гордиться.

На экскурсию в синагогу Анастасия Гомзякова пришла не случайно. Хабаровчанка рассказала, как в конце 90-х годов принимала участие в проектировании этого здания. До этого ей, конструктору НИИ «Хабаровскгражданпроект» не приходилось строить религиозные здания. И чтобы понять, как синагога устроена внутри, пришлось перелопатить немало литературы, погрузиться в изучение традиций и культуры еврейского народа.

– Новое здание построено в том самом месте, где в 1910 году находилась старая синагога, в последующем перепрофилированная под художественный музей, а еще позже снесенная полностью. Когда мы зашли на участок тут был котлован заполненный водой. Потом было множество согласований, приезжали раввины из Москвы. Для создания купола тоже привлекли конструктора из столицы, – воспоминает женщина. – У нас на тот момент не было таких специалистов. А мы с нашим отделом рассчитывали монолитную балку, которую установили на перекрытие. А на нее уже устанавливали купол.

Еще одна сложность проекта, по словам хабаровчнаки, была в том, что на крыше здания требовалось построить большой резервуар для сбора воды. А в цокольном этаже небольшой бассейн.

Дело в том, что по еврейским законам женщины, следующие традициям, должны один раз в месяц, в определенные дни окунуться в специальный бассейн для ритуального очищения. Он называется «миква». Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения. А вода в микве не должна быть «из-под крана», только «живая», природная – из ручья или реки. Но в центре города найти такую воду непросто. Проектировщики установили на крыше синагоги резервуар, куда собирается дождевая вода и снег, а потом по специальной системе желобов подается в низ, наполняя бассейн.

Еще одной непростой задачей, вспоминает Анастасия, было создание молитвенного зала. Здесь следовало спроектировать второй этаж в виде балконов внутри помещения. Это место для молитвы женщин. По еврейским законам они молятся отдельно от мужчин.

Между тем, экскурсовод продолжает свой рассказ... Само здание синагоги было построено на пожертвования и деньги спонсоров. Большую помощь в строительстве оказал известный хабаровский  предприниматель – Навруз Мамедов. Здесь говорят, что именно поэтому тут и появился тот самый купол, в монтаже которого и принимала участие хабаровчанка Анастасия Гомзякова.

– У евреев синагога может выглядеть как угодно, нет единого стиля. Но почти все здания, в строительстве которых принимал участие Навруз Мамедов, с куполом. Так он появился и у нас, – объясняет экскурсовод Юлия.

Прежде чем посетить основной зал синагоги, пенсионеры попали в холл, где познакомились с экспозицией фотографий «50 великих еврейских женщин». Напротив женских портретов - душераздирающие фото из Освенцима. Задокументированное подтверждение попыток нацистов уничтожить целый народ – это еще одна постоянно действующая выставка (6+) в хабаровский синагоге. Потом гостей пригласили всех в молельный зал.

– Вам очень повезло побывать здесь, даже далеко не каждый еврей был в синагоге, - сказала экскурсовод приглашая войти пенсионеров. – Наша синагога - центр обучения детей и взрослых. Многие сравнивают это место с церковью, но это не так. Слово «синагога» переводится как собрание. Мы собираемся тут по самым разным поводам, веселым и грустным, здесь же учим своих детей, и обучаемся сами, молимся и проводим различные встречи.

Все расселись по лавочкам. Юлия-Яэль показала гостям самые главные святыни синагоги - Тору, и уменьшенную модель свитка Торы. Пока пенсионеры бережно разглядывали артефакты, передавая друг другу, экскурсовод рассказывала, кто такие евреи, зачем им шляпы и бороды, и почему они ходили по пустыне сорок лет. А также развеяла наиболее живучие мифы о этом народе. Например, почему евреев считают жадными, хитрыми и непременно богатыми.

Как отметила директор Дальневосточного института содействия общественного развития Наталья Москвина, подобные встречи для граждан старшего возраста помогают лучше понимать представителей культур, живущих рядом с нами, избавляться от предвзятости и предубеждений в отношении друг друга.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен