Государственный инспектор по маломерным судам МЧС Росси, это как гаишник, только на реке. Таких на весь Амур в пределах Хабаровска восемь человек, они принимают экзамены у судоводителей, оформляют разрешения на моторные лодки, а также ежедневно патрулируют Амур. Инспектор ГИМНС Виктор Вторушин, который в этой должности уже почти десять лет, а до этого еще 17 лет служил в ГИБДД. Он рассказал нам, чем речной гаишник отличается от дорожного, кто лихачит на Амуре и почему не стоит выходить на лед в марте. мчс амур

Наш герой родом из Владивостока, из «морской» семьи. Отец - капитан дальнего плавания, поэтому корабельную жизнь знает с пеленок. Но семья переехала в Хабаровск, поэтому с морем не сложилось. "Но водная стихия всегда привлекала" - признается Виктор Вторушин. Поэтому пошел служить в матросы, а затем все-таки выбрал «земную» специальность – поступил в Политен на автомобильное хозяйство. После учебы наш собеседник 17 лет проработал автоинспектором на дорогах краевого центра. Но судьба все равно привела его к воде – в 2011 году мужчину пригласили в государственную инспекцию по маломерным судам (центр ГИМНС МЧС России)

На реке почти так же как на дороге, рассказывает Виктор Вторушин, только вместо разметки судовой ход, а вместо дорожных знаков – специальные, речные обозначения: буйки и створы. И если дорожные инспекторы останавливают водителей с помощью полосатого жезла, то речники используют белый флаг и сигнально-говорящее устройство. Оно установлено на крыше катера.

Госудраственный инспектор центра ГИМНС МЧС России Виктор Вторушин на своем рабочем месте

Задачи у нас такие, как и у наземных коллег – обеспечить безопасность на реке. При остановке судна инспектор проверяет судоводительские документы: допуск на вождение, документы на плавсредство, техосмотр, регистрацию суда и наличие спасательного жилета. А если у водного гаишника возникнет подозрение в трезвости могут, предложить «подуть в трубочку».

– Разница лишь в том, что у нас нет полномочий таких как у сотрудников ГИБДД. Если они в случае неповиновения могут скрутить дебошира, то мы выписываем протокол. Но штрафы у нас в разы отличаются от дорожных. За отсутствие регистрации на плавсредство, к примеру, от 10 до 15 тысяч рублей, до 20 тысяч за езду без водительского удостоверения, а за отсутствие номеров на лодке или техосмотра от 5 до 10 тысяч рублей.

Кстати именно возросшие в десять раз штрафы в июле прошлого года вызвали настоящий ажиотаж в инспекции по маломерным судам, народ дружно отправился регистрировать свои лодки и катера, а те, кто до сих пор ездил без прав, записались на обучение. мчс амур

– Раньше штраф был максимально полторы тысячи. Многие рассуждали так: «Ну, остановят меня один раз за лето, заплачу и не буду заморачиваться с оформлением документов, – говорит Виктор Вторушин. – А теперь, когда за нарушение придется заплатить до 20 тысяч рублей, люди ринулись оформляться.

Порой бывет, что водители моторок и катеров пытаются «убежать» от речных инспекторов.

– А куда ты с реки убежишь? Покатается он полчаса, все равно вернется к берегу. Мы за ними не гонятся не будем, предупредили раз, другой, если не останавливаются, то ждем их на берегу, – рассказывает наш собеседник. мчс амур

Впрочем, по словам инспектора Вторушина, суден на Амуре стало намного меньше, чем в былые годы.

– В советское время на лодочных станциях стояло по 2-3 тысяч лодок, да и самих станций было в разы больше чем сейчас. Сегодня на тех, что остались если 500 суден наберется и то хорошо. Правда, раньше лодки были простые, маленькие, моторные, мы их «кастрюли» их называли. А сейчас на Амуре можно встретить огромные яхты, дороге катера и супербыстрые гидроциклы.

Последних стало на реке особенно много. И это настоящая боль инспекторов ГИМНС, между собой речники называют их «бешенной табуреткой».

– Гоняют прямо по головам. Очень много таких лихачей в районе арены Ерофей, на Дельфине и на «Дальдизеле». Как начнут друг перед другом выделываться и правила им не почем. Скорость огромную развивают. Хотя им запрещено приближаться к береговой зоне ближе, чем на 100 метров. А порой даже детей маленьких садят покататься, – возмущенно рассказывает наш собеседник. – Кстати, многие из них, как потом выясняется, имеют и мотоциклы и на дороге тоже любят погонять. мчс амур

Молодежь, наверное?

– Да я б не сказал. Бывает, такие дяди сидят за рулем. Гидроцикл вещь недешевая, некоторые модели по полмиллиона стоят. Не каждый молодой парень может себе позволить.

А девушек встречаете на реке?

– Раньше почти не было, а сейчас бывает, приходят получать права на моторную ложку или катер. Недавно одна девушка сдавала экзамен у меня и выполнила упражнение «спасение утопающего», которое не давалось парням, выполнила его на отлично. Шустро катер подвела, вовремя выключила мотор. Я очень удивился.

Бывает, что во время патрулирования инспекторам приходится оказывать помощь владельцам плавсредств, например, дотянуть лодку до берега, у которой мотор заглох. Иначе такого водителя может затянуть под проходящую мимо баржу. А спасать тонущих людей не доводилось, зато недавно Виктор Вторушин с напарником во время патрулирования вытащили из воды собаку.

– Глядим голова посередине Амура. Думали человек, какой-то с ума сошел и решил реку переплыть. Подошли поближе, оказалось собака, с левого берега в город плыла. Породистая. Может хозяин завез на дачи и бросил там, не знаем. Мы ее достали, она не сопротивлялась, довезли до берега и выпустили, – вспоминает госинспектор по маломерным судам.

В "горячий сезон",когда все городские пляжи и стихийные места отдыха заполнены детворой инспектора центра ГИМНС отправляются в профилактические рейды.

Ночью у речных инспекторов дежурств почти не бывает. Но если в городе запускают фейерверк, то в дозор выходят обязательно.

– В праздники народ достает свои лодки и выходит на реку. Почему-то считают, чем ближе к барже подойдешь, тем круче. А ведь салют не только вверх летит, но и в стороны, поэтому это очень опасно. Гоняем их, перекрываем район доступа, – рассказывает речной инспектор.

Зимой инспектора тоже без работы не остаются.

– Вода же никуда не делась. Просто стала твердой. Открываются ледовые переправы, следим за ними. А так же выявляем нарушителей, которые катаются по реке, по льду там, где этого нельзя делать. Увы, количество случаев увеличивается, Зимы сейчас какие! Раньше на 7 ноября уже в шапке теплой а сейчас в декабре дождь, соответствено лёд не такой прочный. В прошлом году несколько случаев было в районе Воронежа. Люди по десять лет ездили на рыбалку по льду и все было нормально, а на 11-й год чуть заплутали, чуть в сторону уши и все и закончилось трагедией. Особенно коварен лёд в марте, рассказывает собеседник, на улице еще минусовые температуры, но снег уже начинает менять структуру. И там, где на первый взгляд кажется, прочный слой льда, трагедия может произойти в любой момент. Вод не прощает ошибок в любом состоянии.

  • Дети тонут тихо, без всплесков и криков - материал по теме.

Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен