Занятия с особенными детьми – это одна из самых неординарных работ для детских специалистов. Однотипных планов и проторенных дорожек в обучении нет. Педагоги привыкли к постоянным вызовам. Они креативят, а с помощью грантовых проектов продвигают новые учебные модели в крае. педагог-психолог

Коллектив регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению лиц с РАС (расстройства аутистического спектра – прим.авт.) и ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития – прим.авт.) рассказывает о трёх перспективных проектах, а ученики показывают их в действии.

Мотивация картинкой реальна

В прошлом году специалисты ресурсного центра ставили перед собой задачу создать развивающую среду для особенных детей как в центре, так и дома. Для этого создали проект «Незаурядные дети», который финансируется фондом поддержки детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сначала закупили новое оборудование, а затем научили себя, коллег, родителей и детей работать по технологиям альтернативной дополнительной коммуникации и развивающего ухода.

Елена Пантелеева

Елена Пантелеева, начальник консультативно-диагностического отдела РРЦ и педагог допобразования, рассказывает, что в 2020 году её занятия и диагностические консультации посетили 87 детей. Молодой специалист работает с ребятами-аутистами и с теми, у кого тяжёлые нарушения в развитии. Возраст учеников от 2,5 лет и старше. По программе «Мы сможем жить сами» Елена учит арт-терапии людей старше 18 лет.

Всем воспитанникам, как правило, тяжело понимать речь, двигаться, говорить и ориентироваться в образовательной среде. Чтобы организовать урок, Елена Александровна использует методы альтернативной дополнительной коммуникации (АДК – прим.авт.), то есть общается с детьми с помощью карточек PЕCS («пекс» - прим.авт.).

В центре почти все «промаркировано» и подписано, даже с использованием фотографий. Карточками также выстраивают расписание, последовательность действий. Ребёнок считывает понятные образы и выполняет нужные действия.

– К примеру, малыш смотрит на карточку с треугольником, рисует фигуру, затем видит на следующей карточке, что нужно взять красный цвет и разукрасить треугольник. Ученик послушно выполняет задание, – объясняет Елена Пантелеева.

Также карточки «пекс» помогают родителям общаться со своими детьми. Они переносят навыки АДК за пределы ресурсного центра – дом, детский сад, тренировки в кружках. «Пексы» нормализуют поведение ребёнка в магазине, в поликлинике или в кино. По картинкам он понимает маршрут на день, а в конце есть карточка с поощрением (любимая раскраска, игрушка или сладкое), и вся семья спокойно действует по инструкции. Картинки должны быть одного размера, и самое интересное – сколько детей, столько и вариаций карточек.

Если в качестве поощрения ученик хочет раскрашивать определённую раскраску, а такой карточки ещё нет, то педагог за десять минут её создаёт. Он фотографирует раскраску, распечатывает кадр на цветном принтере, вырезает, «ламинирует» скотчем и крепит сзади кусочек ленты «велкро». Теперь ученик с удовольствием спешит в кабинет, выполняет все задания, снимая по очереди выполненные карточки, и получает в конце поощрение, которое хочет и разрешает педагог.

Сейчас закончился первый этап проекта. Далее будет обучение 25 специалистов образовательных организаций края и апробация технологий ими на местах. Специалистам края передадут пособия с карточками, будет регулярное методическое сопровождение и стажировки. Лучшие практики опубликуют в методичке и представят на научно-практической конференции в рамках первых международных детских Пифийских играх. Они состоятся в августе в Хабаровске.

Спринтер и марафонец – кто есть кто?

Другой специалист центра рассказывает о том, что коллектив привык к постоянным вызовам или челленджам, которые преподносит им работа – например, пандемия. Так, появился проект «Помощь через расстояние» – дистанционная форма сопровождения детей, родителей и специалистов края на грантовые средства от спецконкурса фонда президентских грантов.

Валерия Соломеник, начальник учебно-методического отдела и педагог-психолог РРЦ, рассказывает, что за счёт пандемии в центре всколыхнулись вопросы, которые раньше отходили на второй план. Например, то, что не каждая семья может очно получить полный объём помощи, который центр может предоставить. В основном, это происходит из-за трудности транспортировки детей или удалённости населённого пункта.

Валерия Соломеник, педагог-психолог

Но проект позволил охватить 150 детей, 150 родителей, 100 специалистов коррекционного профиля и 25 волонтёров. Программа в 90 часов разбита на четыре курса, которые длятся 12 месяцев. Для родителей с детьми коллектив РРЦ проведёт 360 коррекционных онлайн-занятий, четыре вебинара, 360 онлайн-консультаций. Для коллег – четыре вебинара и 100 консультаций. Информация загружается на канал центра видеохостинга Youtube.

– У нас сформировалась «библиотека», которую можно показать родителям. Канал на Youtube был раньше, но сейчас мы его активно наращиваем, чтобы делиться информацией с регионами. Подкасты освоила одна из сотрудниц, она училась в школе радио и предложила совместить формат подкастов с нашей работой, – рассказывает Валерия.

Любой участник проекта приходит за качественными изменениями. У кого-то проблемы с поведением сына, у других трудности с речью дочери, а третьи пытаются исправить плохие отношения внутри семьи или с обществом вокруг. Для многих взрослых до сих пор самое болезненное – реакция окружающих. Именно эти «боли» пытаются закрыть специалисты центра.

Семён показывает свои работы Валерии Викторовне

Каждая следующая школа родителей – это всегда что-то новое, рассказывает Валерия Викторовна. Педагог-психолог говорит, что самые лучшие идеи, которые появляются в школе мам и пап, придумывают сами участники. Специалист выступает в качестве партнёра, и старается сделать так, чтобы семье было жить комфортней и приятней, где педагог – это спринтер, а родитель – марафонец.

Валерия называет своей стезёй работу с родителями на индивидуальных и групповых консультациях, а также во время вебинаров. Встречи проходят в удобное для всех время – в пятницу поздно вечером, когда дети уже спят. И здесь большую роль играет энтузиазм педагога.

По большей части в ресурсном центре трудятся молодые специалисты, которые более адаптивны и предприимчивы. Валерии нравится её работа, потому что новая идея здесь воспринимается «на ура», никто из руководства не скажет, что это не по программе, а, наоборот, поддержат.

Часть коллектива РРЦ, во главе стола - Наталья Евтеева, руководитель учреждения

«Дистант» лучше для особенных детей?

Помимо очных и заочных форматов, преподаватель может составить план заданий. Он присылает их в общий чат родителей в месседжере, взрослые с детьми выполняют их, а потом присылают видео- и фотоотчёты о процессе и результатах. Это могут быть занятия физкультурой, рисованием, логопедической гимнастикой, математикой и прочим.

Выяснилось, что определённой части детей заниматься дома лучше и удобней. К примеру, дети с аутизмом лучше воспринимают электронный голос и видеокартинку, чем реальных педагогов. Потому что живой человек слишком сложный для них, подключается много запахов и новых ощущений. А благодаря онлайн-урокам они стали активней интересоваться компьютером и выполнять задания.

Но детей ещё поддержат и материалами! Помимо названных уроков, ресурсным центром объявлен творческий художественный конкурс рисунков «Я – художник и творец!». 150 детей в рамках проекта получат посылки с материалами для творчества и средствами защиты. Это ещё больше поддержит родителей и детей в пандемию.

По проекту в онлайн-формате трудится методический филиал РРЦ – Центр помощи детям с ТМНР в школе-интернате 3 Северный. Здесь работой охвачено ещё 30 семей.

Строгать так строгать

О том, как строится жизнь воспитанников центра, которые старше 16 лет, мы рассказывали в предыдущих материалах. Но для них недавно появился новый вид учебных занятий. «Мастерская добрых дел» или столярный цех – это учебное пространство с новым оборудованием, где можно делать декупажные коробки, ключницы, декоративный фальш-камин. Особенные подростки и взрослые пилят, строгают и «рука в руке» учатся пользоваться шуруповёртом. Пока для уроков нет постоянного специалиста, но на помощь приходят отцы особенных взрослых. педагог-психолог

Создание столярной мастерской поддержано субсидией администрации Хабаровска. Все перечисленные гранты привлекла АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь». Кстати, названные проекты после реализации грантовых средств продолжают развиваться сотрудниками центра в рамках текущей работы. педагог-психолог

Для родителей и детей с РАС и ТМНР самоизоляция – это не разовая история, а ситуация, в которой они могут находиться годами и без пандемии. Несмотря на это сообщество молодых и опытных специалистов крепнет и развивается в ногу со временем, постоянно находит новые и эффективные способы решения проблем. А мы и дальше будем следить за событиями профессионального сообщества. педагог-психолог

Фото автора и Натальи Евтеевой

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен