Идут не по шаблону: почему молодые специалисты любят работать с особенными детьми?
Занятия с особенными детьми – это одна из самых неординарных работ для детских специалистов. Однотипных планов и проторенных дорожек в обучении нет. Педагоги привыкли к постоянным вызовам. Они креативят, а с помощью грантовых проектов продвигают новые учебные модели в крае. педагог-психолог
Коллектив регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению лиц с РАС (расстройства аутистического спектра – прим.авт.) и ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития – прим.авт.) рассказывает о трёх перспективных проектах, а ученики показывают их в действии.
Мотивация картинкой реальна
В прошлом году специалисты ресурсного центра ставили перед собой задачу создать развивающую среду для особенных детей как в центре, так и дома. Для этого создали проект «Незаурядные дети», который финансируется фондом поддержки детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сначала закупили новое оборудование, а затем научили себя, коллег, родителей и детей работать по технологиям альтернативной дополнительной коммуникации и развивающего ухода.
![](https://habinfo.ru/wp-content/uploads/2021/02/izgotovlenie-biziborda-dlya-detey-s-dtsp.jpg)
Елена Пантелеева, начальник консультативно-диагностического отдела РРЦ и педагог допобразования, рассказывает, что в 2020 году её занятия и диагностические консультации посетили 87 детей. Молодой специалист работает с ребятами-аутистами и с теми, у кого тяжёлые нарушения в развитии. Возраст учеников от 2,5 лет и старше. По программе «Мы сможем жить сами» Елена учит арт-терапии людей старше 18 лет.
Всем воспитанникам, как правило, тяжело понимать речь, двигаться, говорить и ориентироваться в образовательной среде. Чтобы организовать урок, Елена Александровна использует методы альтернативной дополнительной коммуникации (АДК – прим.авт.), то есть общается с детьми с помощью карточек PЕCS («пекс» - прим.авт.).
В центре почти все «промаркировано» и подписано, даже с использованием фотографий. Карточками также выстраивают расписание, последовательность действий. Ребёнок считывает понятные образы и выполняет нужные действия.
– К примеру, малыш смотрит на карточку с треугольником, рисует фигуру, затем видит на следующей карточке, что нужно взять красный цвет и разукрасить треугольник. Ученик послушно выполняет задание, – объясняет Елена Пантелеева.
Также карточки «пекс» помогают родителям общаться со своими детьми. Они переносят навыки АДК за пределы ресурсного центра – дом, детский сад, тренировки в кружках. «Пексы» нормализуют поведение ребёнка в магазине, в поликлинике или в кино. По картинкам он понимает маршрут на день, а в конце есть карточка с поощрением (любимая раскраска, игрушка или сладкое), и вся семья спокойно действует по инструкции. Картинки должны быть одного размера, и самое интересное – сколько детей, столько и вариаций карточек.
Если в качестве поощрения ученик хочет раскрашивать определённую раскраску, а такой карточки ещё нет, то педагог за десять минут её создаёт. Он фотографирует раскраску, распечатывает кадр на цветном принтере, вырезает, «ламинирует» скотчем и крепит сзади кусочек ленты «велкро». Теперь ученик с удовольствием спешит в кабинет, выполняет все задания, снимая по очереди выполненные карточки, и получает в конце поощрение, которое хочет и разрешает педагог.
Сейчас закончился первый этап проекта. Далее будет обучение 25 специалистов образовательных организаций края и апробация технологий ими на местах. Специалистам края передадут пособия с карточками, будет регулярное методическое сопровождение и стажировки. Лучшие практики опубликуют в методичке и представят на научно-практической конференции в рамках первых международных детских Пифийских играх. Они состоятся в августе в Хабаровске.
Спринтер и марафонец – кто есть кто?
Другой специалист центра рассказывает о том, что коллектив привык к постоянным вызовам или челленджам, которые преподносит им работа – например, пандемия. Так, появился проект «Помощь через расстояние» – дистанционная форма сопровождения детей, родителей и специалистов края на грантовые средства от спецконкурса фонда президентских грантов.
Валерия Соломеник, начальник учебно-методического отдела и педагог-психолог РРЦ, рассказывает, что за счёт пандемии в центре всколыхнулись вопросы, которые раньше отходили на второй план. Например, то, что не каждая семья может очно получить полный объём помощи, который центр может предоставить. В основном, это происходит из-за трудности транспортировки детей или удалённости населённого пункта.
![](https://habinfo.ru/wp-content/uploads/2021/02/valeriya-solomenik.jpg)
Но проект позволил охватить 150 детей, 150 родителей, 100 специалистов коррекционного профиля и 25 волонтёров. Программа в 90 часов разбита на четыре курса, которые длятся 12 месяцев. Для родителей с детьми коллектив РРЦ проведёт 360 коррекционных онлайн-занятий, четыре вебинара, 360 онлайн-консультаций. Для коллег – четыре вебинара и 100 консультаций. Информация загружается на канал центра видеохостинга Youtube.
– У нас сформировалась «библиотека», которую можно показать родителям. Канал на Youtube был раньше, но сейчас мы его активно наращиваем, чтобы делиться информацией с регионами. Подкасты освоила одна из сотрудниц, она училась в школе радио и предложила совместить формат подкастов с нашей работой, – рассказывает Валерия.
Любой участник проекта приходит за качественными изменениями. У кого-то проблемы с поведением сына, у других трудности с речью дочери, а третьи пытаются исправить плохие отношения внутри семьи или с обществом вокруг. Для многих взрослых до сих пор самое болезненное – реакция окружающих. Именно эти «боли» пытаются закрыть специалисты центра.
![](https://habinfo.ru/wp-content/uploads/2021/02/img_9837.jpg)
Каждая следующая школа родителей – это всегда что-то новое, рассказывает Валерия Викторовна. Педагог-психолог говорит, что самые лучшие идеи, которые появляются в школе мам и пап, придумывают сами участники. Специалист выступает в качестве партнёра, и старается сделать так, чтобы семье было жить комфортней и приятней, где педагог – это спринтер, а родитель – марафонец.
Валерия называет своей стезёй работу с родителями на индивидуальных и групповых консультациях, а также во время вебинаров. Встречи проходят в удобное для всех время – в пятницу поздно вечером, когда дети уже спят. И здесь большую роль играет энтузиазм педагога.
По большей части в ресурсном центре трудятся молодые специалисты, которые более адаптивны и предприимчивы. Валерии нравится её работа, потому что новая идея здесь воспринимается «на ура», никто из руководства не скажет, что это не по программе, а, наоборот, поддержат.
![](https://habinfo.ru/wp-content/uploads/2021/02/kollektiv-i-ya-na-planerke-v-rrts.jpg)
«Дистант» лучше для особенных детей?
Помимо очных и заочных форматов, преподаватель может составить план заданий. Он присылает их в общий чат родителей в месседжере, взрослые с детьми выполняют их, а потом присылают видео- и фотоотчёты о процессе и результатах. Это могут быть занятия физкультурой, рисованием, логопедической гимнастикой, математикой и прочим.
Выяснилось, что определённой части детей заниматься дома лучше и удобней. К примеру, дети с аутизмом лучше воспринимают электронный голос и видеокартинку, чем реальных педагогов. Потому что живой человек слишком сложный для них, подключается много запахов и новых ощущений. А благодаря онлайн-урокам они стали активней интересоваться компьютером и выполнять задания.
Но детей ещё поддержат и материалами! Помимо названных уроков, ресурсным центром объявлен творческий художественный конкурс рисунков «Я – художник и творец!». 150 детей в рамках проекта получат посылки с материалами для творчества и средствами защиты. Это ещё больше поддержит родителей и детей в пандемию.
По проекту в онлайн-формате трудится методический филиал РРЦ – Центр помощи детям с ТМНР в школе-интернате 3 Северный. Здесь работой охвачено ещё 30 семей.
Строгать так строгать
О том, как строится жизнь воспитанников центра, которые старше 16 лет, мы рассказывали в предыдущих материалах. Но для них недавно появился новый вид учебных занятий. «Мастерская добрых дел» или столярный цех – это учебное пространство с новым оборудованием, где можно делать декупажные коробки, ключницы, декоративный фальш-камин. Особенные подростки и взрослые пилят, строгают и «рука в руке» учатся пользоваться шуруповёртом. Пока для уроков нет постоянного специалиста, но на помощь приходят отцы особенных взрослых. педагог-психолог
Создание столярной мастерской поддержано субсидией администрации Хабаровска. Все перечисленные гранты привлекла АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь». Кстати, названные проекты после реализации грантовых средств продолжают развиваться сотрудниками центра в рамках текущей работы. педагог-психолог
Для родителей и детей с РАС и ТМНР самоизоляция – это не разовая история, а ситуация, в которой они могут находиться годами и без пандемии. Несмотря на это сообщество молодых и опытных специалистов крепнет и развивается в ногу со временем, постоянно находит новые и эффективные способы решения проблем. А мы и дальше будем следить за событиями профессионального сообщества. педагог-психолог
Фото автора и Натальи Евтеевой
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен