В школе-интернате 3 активно готовятся к учебному году. Инструктор по труду Олег Юрьевич Федорович показывает отремонтированное крыло второго этажа. Скоро в классах с новым оборудованием начнут заниматься ученики, которым до 23 лет. Олег Федорович

Герой нашего материала в предвкушении нового витка своей педагогической деятельности. Оборачиваясь назад, удивляешься, как много было приложено сил, чтобы оказаться именно в этой точке. Почему потомственный железнодорожник выбрал деятельность, связанную с особенными детьми и фермерским хозяйством – рассказываем в нашем материале.

Дети рядом

Олег Юрьевич родился в Чите. По образованию он – инженер-строитель, воспитатель детей дошкольного возраста, менеджер образовательных систем, а также олигофренопедагог и тьютор. Все эти профессии нужно было освоить, чтобы заниматься любимым делом – педагогикой, к чему и лежит его душа.

В 13 лет Олег вел стрелковый кружок в школе. Туда ходили дети из неблагополучных семей, чьи родители злоупотребляли. Уже тогда Олег Юрьевич понял, многого можно добиться через общественные формации. Поэтому развивался по комсомольской лестнице, дойдя до должности первого секретаря райкома комсомола.

Поступив в Дальневосточный государственный университет путей сообщения, на втором курсе создал оперативный комсомольский отряд дружинников. Вместе с комиссией по делам несовершеннолетних он отыскивал беспризорников, доставал ребят с чердаков и подвалов, отправлял в школу, работал с родителями. Весь ужас, как говорит мой собеседник, «завокзальной» жизни происходил на его глазах. Также в университетские стройотряды Олег Юрьевич брал с собой детей старше 14 лет, показывал им другую трудовую жизнь.

После получения диплома, два месяца поработал командиром сельхозотряда, затем продолжил погружаться в сельское хозяйство, когда по распределению попал на железнодорожную ветку, рядом с которой был Соболевский совхоз. И это ему в дальнейшем очень пригодилось, ведь сейчас Олег Юрьевич – предприниматель, глава крестьянского фермерского хозяйства «Федоровка». Это несколько участков, не только в селе Федоровка. Благодаря бизнесу, он может модернизировать деятельность, которую ведет с детьми, намеренно отказываясь идти по проторенной грантовой дороге.

Важные достижения

После того, как Олег Юрьевич понял, что свою трудовую деятельность хочет связать не с железной дорогой, а с детьми, ушел официально работать в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В то время его возглавлял Владимир Никулин, который по своей натуре был экспериментатором. Совместно с ним Олег Юрьевич провел социальный эксперимент или пилотный проект, связанный с семейной воспитательной группой. Через нее прошли 23 ребенка, которые из родной семьи попадали не сразу в интернатсткую систему, а в замещающую семью.

В 1996 году Олег Юрьевич создал молодежную общественную организацию инвалидов, под эгидой которой открыл лагерь «Ориентир». Уже тогда дети начали получать сельскохозяйственный опыт, почувствовали себя необходимыми и значимыми, у них появился стимул развиваться.

Помимо этого в течение шести лет пришлось биться за то, чтобы в официальных документах была единая трактовка определения «приемная семья». В 2002 году появилось распоряжение о создании и финансировании первой приемной семьи в Хабаровске. Сейчас у Олега Юрьевича условно 13 приемных внуков еще с того времени.

Потом, чтобы лучше понимать особенных людей, Олег Федорович год проработал воспитателем в психоневрологическом интернате в Березовке. Там целеустремленный специалист, совместно с коллегами, создал программу по вхождению детей с психосоматическими нарушениями в сохранную деятельность. Которая призвана сохранить у человека внутреннюю психологическую картину и внешнюю производственную необходимость.

И эта программа сработала, в ПНИ появилась более комфортная для педагогики система, а в школе-интернате 4, где далее Олег Юрьевич проработал два года воспитателем, эту систему удалось прижить, и она заработала в полной мере. Добавим, что наш герой успел получить передовые знания о работе с особенными детьми во время поездок в Японию и США. Это тоже помогло ему в дальнейшем.

Есть результат!

Говоря об основе, которую закладывает в свой труд с детьми Олег Федорович, есть два понятия, на которые он обращает внимание. Восприятие – это не просто восприятие категорий любви, ненависти, доброты, злости и так далее, а восприятие ребенком мира, как места, где он может и хочет быть полезным, и даже понимает, как именно он будет действовать, чтобы приносить пользу обществу. И второе понятие – сквозная образовательная траектория – когда на протяжении нескольких лет ребенок, например, изучает биологию, с каждым годом усложняясь, а с 14 лет от теории переходит к практике. Доказать работоспособность этих понятий Олег Юрьевич смог только, когда пришел в школу-интернат 3.

Три года назад педагога в учреждение позвала директор Наталья Васильева. Сначала новый сотрудник поработал воспитателем, чтобы понять хотят ли дети с ним взаимодействовать или нет, а потом стал инструктором по труду. Не учителем технологии, а сотрудником допобразования, внеурочной деятельности ребят.

Совместно с сильной педагогической и управленческой командой получилось создать необходимую формацию, где казенное учреждение дает академическую базу с практикой в виде теплицы под окном и проектом «Доброшкола».

А общественная организация Олега Юрьевича – «Автономная некоммерческая организация социального обслуживания инвалидов «Центр профориентационной абилитации «Агро-парк» – предоставляет экспериментальную площадку педагогического характера.

Эта площадка успешно прошла все этапы утверждения и стала программой «Учебный ДВ-гектар». Ее официально утвердил директор школы-интерната 3 в 2022 году. В Хабаровском районе в селе Федоровка есть 13 Га, где расположены цех по переработке, производственные площадки и даже есть озеро. На своей машине Олег Юрьевич возит туда до четырех воспитанников (всего в программе участвуют 21 человек) и учит их возделывать землю, ухаживать за цветами и посадками, и как присматривать за цыплятами.

– Нужно им показать, что они нужны, снять тревожность из-за выхода из школы-интерната, дать понятие финансовой грамотности. Сколько выросло, сколько продали, сколько мне, сколько вам, сколько на семена? При необходимости выезжаем вместе за покупками. Вот последний пример – необходимо взять масляную краску для покраски лестницы для инкубатория с цыплятами. Я люблю зеленый цвет. Но они решили в голубенькое покрасить. Этой краской обычно красят окна, а у нас же птички – давайте желтенькое? Нет, голубое, потому что ассоциируется с облаками, а птицы и так желтые. И этот диалог – убежденность, что голубой лучше – меня убедил, принято, берите карту, идите к электронной кассе, чтобы они сами умели все делать. И это уже результат, – говорит мне Олег Юрьевич.

Мы отправились не в Федоровку, - спустились в большую теплицу во дворе школы-интерната 3, где уже краснеют помидоры, зеленеют огурцы, колосится кукуруза, но пока без початков. И все это сделано руками детей.

Сразу скажем, все усилия не напрасны, уже есть результат. Так, парень с аутизмом остался работать по той же специальности, которой его учил Олег Юрьевич. Окончил Хабаровский промышленно-экономический техникум, а преддипломную практику проходил в Федоровке. Так держать!

Так и до Марса недалеко

– Все люди разные, но все рождаются равными, и некоторые это преодолевают. То же самое и про детей. Сначала говорили, что они необучаемы, да, ребенок не воспринимает буквы, ему сложно ориентироваться в цифрах, но он усидчивый. И если ему заложить узкий алгоритм работы, а у нас пять направлений – овощеводство, животноводство, переработка сельхозпродукции, агротуризм и клининговые услуги – то он захочет быть нужным. Чем он может быть полезен обществу? Мы находим ответ – через труд. Ребенок, со своей как бы нам казалось когнитивной особенностью или «отсталостью», сажает семена с надеждой, что каждое семечко даст зеленый росток. Они видят это волшебство и понимают – вот он результат, – говорит мне Олег Юрьевич.

К примеру, самое популярное направление у детей – это переработка сельхозпродукции, потому что там можно кушать. Часть урожая перерабатывается, а часть съедается, чтобы поддержать ребенка, ему ведь хочется попробовать, что он вырастил. А второе по популярности направление – птицеводство, потому что с цыплятами можно играть. Кстати, следующая программа, которую запустят на территории школы-интерната 3, называется «Орнито-агро», она связана с птицеводством.

На мой последний вопрос про будущее, Олег Федорович отвечает философски: «Мы в мыслях готовимся к полету на Марс. Там же воду нашли, скоро найдут жизнь. И в третьей будущей жизни я буду уже на Марсе и буду готов с детьми выращивать там овощи». Вот такие интересные и деятельные люди живут рядом с нами. Присмотритесь.

Фото Олега Федоровича и автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен