220 лет «на крыле» история хабаровской авиазаправщицы
220 лет в авиации – таким послужным списком своей семьи может похвастаться хабарвочанка Надежда Бурцева. Её дети и внуки - все работают в воздушной сфере. А началось все с неё, совсем юной девчонки, которая случайно попала на летное поле, да так и осталась там заправлять самолеты 40 с лишним лет.
Надежда Бурцева легко заведет песню, острой шуткой «огреет», и за крепким словцом в карман не полезет, в свои 83 такая задорная и бойкая, чем и привлекала мое журналистское внимание.
И оказалось, за этой легкостью и весельем не простая и увлекательная судьба женщины, которая сумела превратить все жизненные испытания в позитивный опыт. Вышла замуж без любви, она, тем не менее, сумела создать крепкую и дружную семью. Попала на суровую мужскую работу, но так искренне влюбилась в нее, что стала основателем настоящей семейной династии.
И где бы мы не встретили Надежду Кирилловну, она всегда со своим верным другом баяном. Говорит, купила его когда-то давно за 3 рубля и не расстаётся с ним уже несколько десятков лет. Выступает на праздниках, поёт на вечеринках и на дружеских посиделках.
А если вдруг по какой-то причине Надежда Кирилловна оказалась без баяна, то у неё всегда есть «рояль в кустах» - стихи собственного сочинения. Их наша героиня пишет всякому поводу, может приурочить к любой дате или любому событию.
С баяном по жизни
А с баяном наша героиня познакомилась в молодости. Впервые его увидела его в Доме культуры. К этому времени она уже лихо умела играть на гитаре. Её тайком от старшего брата брала, чтобы научиться, когда была совсем девчонкой. А потом ее сердцем завладел баян - кнопочки и меха стали любовью на всю жизнь. Первый инструмент ей купил ей муж.
– Он купил мне его в Переяславке, там тогда работа магазин инструментов, и их привозили только по заказу для музыкальной школы. Но один остался не востребованным и Николай мне его купил, - вспоминает Надежда Кирилловна. – А на следующий день мы должны были лететь на Сахалин, потом на Курилы. Но никто нам не подсказал, а сами мы не догадались, что баян нужно хорошо упаковать. Так в кофре и сдали в багаж, а назад получили весь разбитый. Но муж мой, не имея ни слуха, ни какого-либо образования музыкального сам смог собрать его, починил и потом очень долгие годы я на нем играла на всех семейных праздниках. А потом купила тот, что у меня и по сей день.
Но началось все с замужества, от которого, как признается сама Надежда Кирилловна, поначалу она была не восторге. Но, как потом оказалось, именно это коренным образом и изменило всю ее жизнь.
– Жили мы тогда в Переяславке, жили очень бедно. Нас у мамы было пятеро. Она работала на вокзале станции Верино уборщицей, а отец числился без вести пропавшим на войне. Поэтому жили на ее небольшую зарплату. Мы даже вещи носили те, что пассажиры забывали на станции. Мама многое перешивала для нас, - вспоминает о своем детстве Надежда Бурцева.
Школьницей по вечерам помогать она часто бегала на станцию маме. Там и впервые увидела своего будущего мужа. Высокий, статный 24-летний Николай Бурцев служил на Курилах, а в Переяславке оказался проездом, искал своего однокашника.
– Ему негде было остановиться, мы предложили у нас оставить чемоданы, через неделю он их забрал и уехал. Мы и забыли о нем думать. А вскоре пришло письмо, так и завязалась у нас дружба. До сих пор не пойму чем я его привлекла: мелкая, худая, в старой одежде. Да, он видел, как мы бедно живем, и очень помогал нам. Как-то раз выслал денег матери, и она впервые в жизни побыла в Москве. И мне умудрялся подарки делать, находясь за сотни километров. Как-то книгу передал мне с проезжающим мимо нашей станции солдатом, а однажды выслал почтой валенки. Я такая довольная была! Валенки у нас были на вес золота. А еще часы подарил, таких ни у кого в деревне не было. Я ходила, тогда задрав рукав по локоть, чтобы все видели, – смеется Надежда Кирилова. – Так мы больше года переписывались, но в общении не было ни слова о любви. А потом вдруг он пишет: «выходи за меня».
А замуж Надежда не торопилась. К тому времени она уже закончила школу, работала в овощесовхозе, а по вечерам пела песни под гитару с ребятами во дворе. А еще мечтала поступить в университет, чтобы стать учительницей. А тут «Дядя Коля» со своей любовью - будущему мужу было на тот момент 24, а ей всего 17 лет, поэтому называла она его «дядя» или по имени-отчеству.
Надежда удумала перехитрить судьбу и в очередном письме решительно отказала своему кавалеру. А когда весточки от него приходить перестали, говорит, «как будто гора с плеч», ведь теперь можно думать о поступлении. Уж очень Надежда хотела учиться.
Но через несколько месяцев Николай сам приехал в Переяславку за своей будущей женой. И мать нашей героини была на его стороне. Она сразу заприметила в этом пареньке человека ответственного и серьезного, того, кому можно доверить дочь. Она то и убедила Надежду выйти за него замуж.
Загнал на крыло
Свадьбы не было, молодые расписались в местной администрации и через несколько дней Николай увез ее на Курилы, там он проходил службу. Так началась семейная жизнь. Через год родилась дочь, а еще через пару лет потом сыновья-двойняшки. Нужно было устраиваться на работу и Надежде.
Муж Николай, человек военный, занимал ответственный пост в «секретной службе», а жену пристроил по соседству – в аэропорт авиазаправщицей. Работы наша героиня никогда не боялась, потому и с новой должностью быстро свыклась.
А когда, через несколько лет, когда Бурцевы переехали в Хабаровск, решила профессии не изменять и отправилась в аэропорт. Но так как города совсем не знала пошла пешком, а по дороге увидела «кукурузники».
– Захожу, а там самолеты стоят. И большие, и маленькие. Это был Малый порт и там как раз требовался заправщик. Меня взяли в тот же день. Честно говоря, хотела уволиться в первый месяц, до того сложно было. Первое время ладони стирала до крови, работала без перчаток, никак не могла к ним привыкнуть. И конечно, очень уставала. А домой придешь, там «вторая смена» – трое детей, хозяйство. А ведь не было ни памперсов, ни стиральных машинок. Сейчас оглядываюсь и думаю – как мы это вынесли? Но тогда не думали, что тяжело, просто жили и радовались.
Работа была действительно не простой: с первыми лучами солнца и до самого заката самолеты и вертолеты один за одним, подходили на заправку. И хрупкая, но ловкая заправщика Надя лихо взбиралась «на крыло», чтобы залить в бак керосин.
– На такой работе держались только женщины. Мужчины, отработав день-другой, уходили. Сложно. Дождь, снег, ветер, зной – мы всегда на улице, «на крыле». Высота-то 4 метра. Зимой по обледеневшему фюзеляжу приходилось ползти на карачках, – вспоминает Надежда Бурцева. – Раньше ведь заправляли самолеты вручную. Для этого нужно было взобраться на крыло самолета, потом пройти по тоненькой «жердочке» до люка, всунуть ручку «пистолета» и подать сигнал напарнику внизу, и ждать пока заполнится бак. Мы заправляли пассажирские самолеты, которые летали по всему краю, а еще вертолеты Ми-6, которые строили ЛЭП 200 и ЛЭП 500, порой по 70 заправок в день делали.
В России 9 февраля ежегодно отмечается праздник, посвящённый работникам гражданской авиации, которые обеспечивают надёжную и безопасную работу воздушного транспорта.
Династия Бурцевых
И ведь можно было сменить эту суровую работу на более спокойную и уютную. Но не захотела Надежда Кириллова самолеты и вертолеты на теплый кабинет менять.
– После курсов для лаборантов ГСМ, мне предложили остаться в лаборатории. Да скучно там, наверное. Мне надо чтобы все бурлило, кипело. И я не захотела. Да и график устраивал: два через два. У меня же трое детей, дом, огород, этим всем заниматься надо, – вспоминает наша собеседница. – А люди вокруг посмеивались, говорили: «У Бурцевой муж начальником сидит, а жену «на крыло» загнал». А мне нравилось. Коллектив хороший, всегда движение. Я не люблю кабинетную работу.
Так, «на крыле» Надежда Бурцева проработала более 40 лет. Столько же в отрасли проработал и ее муж – заведовал хозяйственной частью Малого аэропорта. И видимо эта пара, настолько искренне и с душой относилась к своей тяжелой, но такой любимой работе» что вовлекли в авиацию всех своих детей и даже внуков. Оба сына Бурцевых работают в аэропорту, авиации отдала более 40 лет и дочь. Одна внучка стала стюардессой, другая трудится в наземной службе аэропорта, внук – представитель крупной авиакомпании. Надежда подсчитала – общий авиационный стаж семьи Бурцевых на сегодняшний день составляет более 220 лет.
Все фото своих детей внуков правнуков Надежда Бурцева бережно собирает в пухлый фотоальбом, где аккуратным почерком обозначает, все основные вехи семьи. А ее глаза светятся гордостью, когда она рассказывает о том, как ее дети и внуки продолжают семейную династию и с большим удовольствием рассказывает об их успехах и достижениях.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен