В современной семье вопрос «сколько времени ребёнок проводит в телефоне» стал одним из самых болезненных. Родители переживают, что гаджеты отнимают у детей время, мешают учёбе и развитию. Но что, если посмотреть на эту проблему под другим углом? Корреспондент «Хабинфо» поговорила с руководителем хабаровской школы программирования Павлом Кузьменко о том, как превратить потенциальный вред в реальную пользу.

По словам эксперта, бороться с цифровой реальностью бессмысленно. Гораздо продуктивнее — научить ребёнка использовать её себе во благо.

— Недавно я услышал хорошую фразу, — начинает Павел. — Изучение программирования сегодня — это как изучение английского языка 20 лет назад. Тот, кто владеет этим навыком, получает гораздо больше возможностей в будущем. И дело даже не в том, чтобы обязательно стать программистом. Это развивает логику, креативность, умение решать сложные задачи. Это инвестиция в будущее, которая пригодится в любой профессии.

— Павел Сергеевич, самый главный вопрос, который волнует всех родителей: гаджеты — это зло или неизбежная реальность, с которой нужно научиться жить?

— Это, безусловно, реальность, с которой бессмысленно бороться. Дети живут в цифровом мире, и наша задача как родителей — не отбирать телефон, а научить ребёнка использовать его с пользой. Проще говоря, мы должны перенаправить его интерес из плоскости потребления в плоскость созидания.

— Что вы имеете в виду под «созиданием»? Как это работает на практике?

— На практике это выглядит так: вместо бесконечного просмотра роликов или игры мы предлагаем ребёнку самому создать свою игру, мультфильм или сайт. Мы говорим им: «Ребята, вы можете не только играть, но и быть творцами — сделать свой проект и показать его друзьям». Когда ребёнок видит результат своего труда, его отношение к гаджету кардинально меняется. Он начинает меньше потреблять и больше создавать, а на выходе получает реальный повод для гордости.

— Многие считают, что программирование — это для детей с техническим складом ума. Это так?

— Это очень распространённый миф! У нас успешно учатся и гуманитарии, и спортсмены. Классический пример: к нам ходила девочка 12 лет, типичный гуманитарий. Ей было интересно попробовать сделать сайт, и она создала замечательный проект, посвящённый котикам. Ей помогли не математические способности, а креативность и желание творить. Так что программирование — это такой же инструмент для самовыражения, как кисти или музыкальный инструмент.

— Родители боятся, что увлечение программированием отвлечёт ребёнка от других школьных предметов. Эти опасения оправданы?

— Напротив! Мы часто видим обратный эффект. Поскольку программирование тесно связано с математикой и логикой, у детей просыпается живой интерес и к этим школьным дисциплинам. Они видят, что для создания крутого проекта нужны знания, и начинают учиться с большей мотивацией. У нас много случаев, когда успехи в программировании помогали детям подтянуть оценки по математике.

— Давайте представим типичную ситуацию: ребёнок всё свободное время сидит в телефоне. Что вы посоветуете сделать родителю в качестве первого шага?

— Самый практичный шаг — предложить альтернативу. Не говорить «положи телефон», а сказать: «Давай попробуем сделать свою собственную игру». Запишите ребёнка на бесплатное пробное занятие в кружок робототехники или программирования. Пусть он увидит, что телефон или компьютер — это не просто игрушка, а мощный инструмент для творчества и реализации идей. Когда он поймёт, что может быть создателем, проблема бесцельного «залипания» часто решается сама собой.

— Какой главный вывод вы хотели бы донести до наших читателей?

— Главный вывод: гаджеты — это не враг. Вред или пользу определяет не устройство, а то, как мы его используем. Наша обязанность — помочь ребёнку освоить цифровую среду, сделать её источником знаний и возможностей. Инвестируя в эти навыки сегодня, мы даём нашим детям реальное преимущество в их завтрашнем дне, независимо от того, какую профессию они выберут.

— Какой практичный совет вы дадите для родителей

— Самое главное — не запрещать, а предлагать альтернативу, — резюмирует Павел Кузьменко. — Если вы видите, что ребёнок много времени проводит в гаджете, предложите ему не просто поиграть, а попробовать создать что‑то самому. Современные методики позволяют сделать первый шаг легко и интересно. Когда ребёнок из пассивного пользователя превращается в активного создателя, гаджет из врага превращается в мощный инструмент для развития.

В ТЕМУ:
Инвестиции в будущее России: в Хабаровском крае раскрывают потенциал молодежи

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен