С 12 по 14 августа впервые в онлайн режиме состоялась традиционная августовская конференция педагогов Хабаровского края на тему «Трансформация образования для экономики региона: управление изменениями и точки роста». августовские конференции педагогов

По данным организаторов, в мероприятии приняло участие не менее 20 тысяч работников образовательной сферы.

Перед началом конференции участников приветствовали новый зампред правительства Хабаровского края по социальным вопросам Евгений Никонов и заместитель министра просвещения России Виктор Басюк, который пообещал, что новый учебный год начнётся в привычном формате.

Далее с докладом о «вызовах к системе образования» выступила министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.

- Нас порадовали итоги ЕГЭ, - прежде всего, сообщила Виктория Георгиевна. - Выросла доля высокобалльных работ по семи предметам, в том числе, химии, физике и информатике. В крае 33 стобалльных результата, из них трое ребят сделали дубли.

Дубли - это по 200 баллов сразу по двум предметам. Их получили Егор Егоров (гимназия №8 г. Хабаровск), Олеся Холод (школа № 32, г. Хабаровск) и Елизавета Кульчицкая (школа №80, г. Хабаровск).

- Новый учебный год начнется со всероссийских проверочных работ и покажет, позволил ли этот запас прочности удержать должное качество образования, - подчеркнула министр.

Поскольку президент страны определил для системы образования вполне конкретную цель – обеспечить возможность для самореализации и развития талантов, руководитель министерства определила приоритетные задачи на новый учебных год.

- В первую очередь, предстоит поменять стратегию в работе по повышению качества образования, - сказала Виктория Хлебникова. - Безусловно, требования честности и объективности сохраняются. Мы говорим о настройке на новые результаты.

К большому сожалению, итоги PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – Авт.) 2018 года показали снижение уровня функциональной грамотности и рост доли низких результатов у российских школьников.

Правда, Хабаровский край не участвовал в этой оценке, но работать в этом направлении необходимо, никто спорить не будет. августовские конференции педагогов

- По итогам всероссийских проверочных работ нам предстоит скорректировать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности, предусмотреть занятия с «трудными» учениками, - подчеркнула министр. - В краевом проекте «Эффективная школа» мы уже научились разрабатывать комплексные программы по преодолению школьной неуспешности. Нужно распространять лучшие практики в школах края.

В 2019 году наш край поднялся на седьмое место в рейтинге оценки регионов по управлению качеством образования.

«Тем не менее, анализ работы по критериям ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования – Авт.) показывает необходимость выстраивания на единых подходах сквозных направлений и показателей развития региональной и муниципальных систем управления качеством».

Цифровая трансформация

- Это абсолютно точно никакая не замена обычного обучения дистанционным, о чём поспешили обеспокоиться некоторые родители, - успокоила Виктория Георгиевна.

Оказывается, смысл цифровой трансформации заключается «в неизбежном процессе изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвёртой промышленной революции и становления цифровой экономики».

- С 1 сентября все школы края перейдут на федеральный стандарт среднего общего образования в штатном режиме. Мы долго готовились к этому, в школах выстраивались различные модели профильной образовательной среды – поликультурная школа, агрошкола, инженерная школа, - отметила Виктория Хлебникова. - Благодаря участию в проекте «Успех каждого ребенка» дети учатся по новым программам в IT кубах, кванториумах, региональном центре для одаренных детей Олимп27 и заочных школах. Мы переходим от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого.

По данным министерства, за два последних года свыше 470 млн рублей направлено на обновление материально-технической базы по проектам «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» и «Кадры для цифровой экономики».

В крае созданы 66 центров образования «Точка роста», более 100 школ получили новое компьютерное оборудование. Краевым центром образования и инженерной школой выиграны четыре гранта на сумму более 7,5 млн рублей. А сейчас ещё упомянутое учреждение получило и правительственную яхту. Учиться станет веселее!

В новом учебном году 60 школ апробируют информатику совместно с Яндекс Учебником. Для улучшения результатов по математике в 100 школах края будет использован цифровой контент от Учи.ру. августовские конференции педагогов

- Отдельным достижением можно считать всё более расширяющееся внедрение в школах курса самозанятости. Он особенно актуален сегодня, когда возраст ребят для предпринимательства снизился до 16 лет.

В региональном проекте «Популяризация предпринимательства» вместе с министерством инвестразвития будет организовано обучение педагогов.

Совместно с Союзом медиаторов Дальнего Востока и Забайкалья принято решение о создании первого «Центра образовательной медиации» в рамках региональной модели психолого-педагогического сопровождения учеников. Работа телефона доверия переведена на круглосуточный режим.

Профтехобразование

- Структура подготовки в большей степени направлена на инженерно-технический профиль. С учётом этих задач разработан комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования до 2024 года.

В прошлом году Хабаровский край вошёл в число 36 субъектов страны – участников проекта «Билет в будущее» по профориентации. В целях соответствия потребностям предприятий работают 12 учебно-производственных кластеров.

За последние три года почти на 3,5 процента повысился спрос на обучение в техникумах и колледжах. Конкурс на бюджетные места доходит до трёх человек на место. Каждый десятый из поступающих – ребята из других субъектов ДФО.

- В этом году демэкзамен впервые сдан как форма итоговой аттестации по 25 компетенциям, как и планировалось, несмотря на форс-мажор. Итоги Союз Ворлдскиллс подведёт ближе к концу года. Ежегодно экономика края принимает на работу более 6,5 тысяч молодых специалистов. Задача этого года – не допустить их попадания в число безработных.

- С целью выравнивания ситуации на рынке труда в условиях пандемии уже в августе мы начинаем совместный с академией Ворлдскиллс проект по профессиональному обучению лиц, пострадавших от коронавируса. Это будут выпускники, безработные и граждане, находящиеся под риском увольнения. Готовы к реализации 27 программ по востребованным профессиям, - уточнила Виктория Хлебникова. августовские конференции педагогов

Воспитание

В этом разделе Виктория Хдебникова упомянула «вдохновляющие краевые проекты для студенческой молодежи «Меню возможностей», «Время молодых 16:35!» и школу лидерского движения.

- Они позволяют решать задачи воспитания в организациях среднего профобразования, - подчеркнула она.

Лучший опыт и новые идеи вошли в проект краевой комплексной программы воспитания и социализации обучающихся до 2023 года, которую участники конференции обсудили на одном из треков. А треков всего было около трёх десятков. В их работе приняли участие модераторы из Москвы и Санкт-Петербурга. В их числе - представители Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Центра трансформации образования московской школы управления Сколково.

Все они говорили о будущем российского образования. Но знаете, слушая эти визионерские лекции, перед глазами всплывала картина прошлого: старая добрая школа времён Царя Гороха. Чёрные парты и доски, чёрные фартуки и банты, а за окном – жёлто-оранжевый сентябрь.

Вот не было тогда ни треков, ни ЕГЭ, ни модераторов и точек роста. Были добрые глаза первой учительницы и гробовая тишина на уроках. Учились, ловили каждое слово. Впитывали, как губка, на всю жизнь. И ведь не выросли дураками!

Скажите: куда всё это делось? И почему? Вот о чём бы нам хотелось поговорить. Сегодня в сфере образования Хабаровского края трудится 24 тысячи педагогов. А есть ли среди них вчерашние «Мариванны», которые, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, ни с зарплатой, вбивали в наши головы прописные истины человеческого бытия? Вряд ли.

Вы спросите, ну а как же «Трамплин успеха», «Абилимпикс», «Смыслотека» и вот это ещё ненавистное слово «компетенции»? Надо ведь идти в ногу со временем. А я отвечу вам так: надо, но не сломя голову. И уж, конечно, не гнаться за «пизами» и «фиоками».

Помните, в прошлом году на конференции выступал финский профессор Юха Янхунен из Хельсинского университета? И что он тогда говорил? «У нас не поддерживаются отличники, строго ориентируются на средний уровень подготовки. Отличникам просто скучно в нашей школе». И вы так же хотите? августовские конференции педагогов

Но, видно, всё к этому идёт. По-моему, мы просто жаждем взрастить на ниве образования эдакого «середнячка», который, как винтик, встроился бы в единый слаженный механизм и не рыпался туда-сюда в поисках счастья и свободы.

Очень хорошо. Всех – в ПТУ, пусть вкалывают и не думают о звёздах. Они и не думают уже. Посмотришь, сколько ошибок делают в письме – волосы дыбом встают. А ведь школы заканчивают с золотыми медалями, университеты – с красными дипломами. Это что? Не деградация ли во времени и пространстве? Мы случаем не попутали наши цели с мечтами?

Об этом, простите, ни слова не было сказано на конференции. Как не говорится уже долгое время. Учителя просто шушукаются в коридорах. А мы лишь тихо соглашаемся.

Фото из открытых источников

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен