• Город
    • Туризм
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Наш дом
  • Люди
    • Образ жизни
  • Здоровье
  • Среда обитания
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Объявления и услуги
  • Город
    • Туризм
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Наш дом
  • Люди
    • Образ жизни
  • Здоровье
  • Среда обитания
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Объявления и услуги
Назад в будущее: в Хабаровске прошёл августовский педсовет
Сайт ХабИнфо
Город

Назад в будущее: в Хабаровске прошёл августовский педсовет

12 августа, 2019

После прошедшей краевой августовской педагогической конференции «Образование в интересах человека: драйверы изменений» осталось двоякое впечатление. С одной стороны, хорошо, что мы идём в ногу со временем, бодро исполняя майские указы президента страны. С другой, а куда мы идём? И не слишком ли торопимся? Хотя вам судить.

Образование будущего: чего от нас хотят

Сама повестка и программа форума насторожили широтой и замысловатостью определений. Первый день – обновление драйвера «Образование для поколения центериалов и фиджетариалов. Чему и как учиться сегодня для успешной карьеры завтра». И тема пленарного заседания: «Универсальные компетенции: чему учить сегодня для успешной карьеры завтра». Получается, сегодня наши учителя не знают, чему учить детей завтра? Уже интересно.

Министр образования и науки Хабаровского края, доктор педагогических наук Алла Кузнецова в своём приветственном слове сразу расставила все точки над «i», пояснив, что планы министерства по переходу от стратегических идей, смыслов и направлений к их практическому применению именно на этой площадке, наконец, сбылись.

– Моя мечта сбылась, – сообщила присутствующим Алла Геннадьевна, – я попала на «Остров 10-22» университета 20.35. Это новые образовательные форматы, которые я испытала на себе. Первая базовая идея, которая стоит в национальном проекте «Образование», обеспечение конкурентоспособности образования, полученного в России, и вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования – очень амбициозная. Мы должны готовить героев для совершения этого подвига. Героев прорыва, гонки героев – поколения нового антропологического типа… Это хороший человек. Как взаимодействовать с этим человеком? Для этого надо создать новое образовательное пространство.

Если человек обладает способностью самостоятельно обучаться, следовательно, ему нужно предоставить избыток образовательных возможностей. Мы должны снабдить его достаточным количеством информации. Обучение ради аттестата или диплома сегодня уже не работает. И когда человек перестаёт учиться ради собственного интереса, это уже не обучение. Но человек не способен обучаться один. Поэтому форматы обучения должны быть не класс, а команда. Думайте, как это можно реализовать или смотрите программу «Острова 10-22». Мир меняется, и сегодня то, что когда-то было недостатком, возможно, в будущем станет достоинством. Сегодня обучение IT уже ушло из образования. Поезд ушёл. Всё в мире диджитал изменилось.

В завершение своей речи Алла Геннадьевна пожелала присутствующим успехов на педагогическом поприще и посоветовала всем прослушать увлекательную лекцию «Стереомышление: как думать на «Острове» Дмитрия Пескова (специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития – Авт.) – о том, как думать из будущего, но не смотреть из прошлого как источника будущего, когнитивные искажения и многое другое. Это был основной посыл. А дальше – ещё интереснее.

Слово предоставили главному редактору издательства «Просвещение» Надежде Колесниковой, которая сразу попробовала ответить на вопрос, чему сегодня учить, и какие институты для этого нужны.

– До сих пор образ школы для нас позиционировался как мир стабильности, порядка и ясных идей, – отметила Колесникова. – Первая стратегическая цель нацпроекта – воспитание гармонично развитой личности (где-то мы уже это слышали – Авт.). Наши исследования мы начали с картины Рачинского «Устный счёт в деревенской школе» (вообще-то, в народной школе – Авт.). Сегодня ребёнок входит в мир VUCA – нестабильности и неопределённости. Но связь времён видна. Надо двигаться вперёд, соединив прошлое с настоящим. Сегодня нам не хватает стабильности и креативности. Конечно, восемьдесят процентов учитель берёт на себя. А кто будет отвечать за то, чтобы ребёнок в дальнейшем умел хорошо излагать свои мысли, мог работать с другими людьми, мыслить нестандартно, применять знания в обычной жизни? Школа говорит, это не наше, наша задача – научить.
А стратегическая цель нацпроекта – войти в десятку лучших стран по общему образованию.

По общим исследованиям, сейчас мы находимся на 13 месте. Мы первые в начальной школе, и лучше никто в мире так не готовит детей. Но по шкале PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – Авт.) Россия находится где-то на 32-34 месте. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, быть успешными в социуме. Тестирование проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Наши ребята тоже. Причём, с большим интересом.

Мы обладаем результатами тестирования 2015 года. Так вот по естественнонаучной грамотности наша страна находится на 32 месте. При этом двигаемся мы очень медленно. По биологии, например, 17 процентов выпускников на ЕГЭ не преодолели минимальный порог. И за девять лет мы поднялись всего на восемь баллов. А в 2024 году мы уже должны войти в десятку лучших. Иными словами, сделать такой рывок, который просто невозможен без изменения дидактических материалов, ухода от старых традиционных методов преподавания биологии, физики и химии.

Биология в PISA дала нам самый плохой результат. При этом PISAрские задачи очень интересны. А наши дети их просто не понимают! Мы такому не учим (оно нам это надо? – Авт.). Но детское креативное мышление трогать не надо. У ребят этого предостаточно. Как система образования у нас работает? На мой взгляд, у нас с этим всё благополучно. Пока. Но результата почему-то нет. Поэтому надо, прежде всего, менять сознание учителя.

Как у них там

Посланец лидера десятки в PISе – Финляндии Юха Янхунен из Хельсинского университета всех просто обаял. На неплохом русском он поведал всем, как они дошли до такого. Ведь система финского образования по данному стандарту является лучшей в Европе. Это вам не хухры-мухры.

– Правда, наша система имеет и свои недостатки, – признался Юха. – Во-первых, учимся мы долго, 12 лет. Потом сложно поступить в университет. У нас не поддерживаются отличники, строго ориентируются на средний уровень подготовки. Отличникам просто скучно в нашей школе.

– У нас в стране очень гомогенное общество, сильно развит именно средний класс. Подготовка идёт по двум линиям: народная школа и с углубленным обучением. Питание и образование в школах бесплатное. Преподавание двуязычное – на финском и шведском языках. В начальной школе нет домашних заданий. Там не ставят оценки и очень мало преподают. Но учителей у нас уважают. Они имеют очень высокий статус в нашем обществе. Правда, у ребят хорошие знания по языкам и обществознанию. Плюс приверженность к лютеранскому наследию – не жениться, пока не выучишься. Кстати, народную школу в XVI веке изобрёл именно лютеранский пастор, служивший на русской Аляске. В наших школах легко учиться. Потому что у финского языка простая орфография – как читается, так и пишется. Но в последнее время нас обогнали Сингапур, Гонконг, Япония, Канада и Эстония. Да, в Эстонии обучение тоже направлено на решение практических проблем, как и в Финляндии. Мы успешнее интегрируем эмигрантов в отличие от США, где уже в колледже изучают то, чему мы учим в школе.

Конечно, на государственном уровне невозможно этому подражать. Быть может, на уровне вашего края, можно ввести такую либеральную атмосферу в школе. Но и от традиционных методов не стоит уходить. Возможно, именно потому, что у нас слишком много дали свободы школе, мы и уступили первенство Восточной Азии. Они слишком много работают. Но с языками у них – беда. В Финляндии английский язык для школьников как родной. А мы бы хотели, чтобы наши дети изучали более важные языки – русский, немецкий и французский. Плюс эмигранты уменьшили нам гомогенность общества. Это большая проблема. Но всё равно – из десятки лучших школьных систем нам не хотелось бы падать.

Далее слово взял учёный секретарь РАН (Москва) Александр Соломатин с докладом о том, как на практике реализовать нормативные требования как механизм, который надо учитывать в работе.

– Система образования развивается, – сообщил Александр Михайлович. – Развивать у школьника умение учиться, готовность к самообразованию и к исследованиям – актуальная задача отечественной педагогики. В нашем проекте создания «базовых школ РАН» приняли участие 108 школ из 32 регионов России, в том числе, и Хабаровского края. И я рад вам сегодня сообщить, что три школы, а это математический лицей и школа №5 в Хабаровске и лицей №1 в Комсомольске-на-Амуре получили такие сертификаты. Проводить исследования – это компетенция. И здесь важно обратить внимание на то, что в образовании существует два ключевых понятия – формирование, т.е. привнесение знаний извне, и развитие. С формированием у нас нет проблем. Сложнее с развитием потенциала личности на основе полученных знаний. Только формированием нельзя ограничиваться. Швейцарский педагог Песталоцци говорил так: природа заключила в человеке три силы – ума, сердца и руки. От развития и мастерства до любви ко всему человечеству, и на это надо тратить больше всего времени. Как это сделать? Где и почему? Ответить на эти вопросы должны разработчики методик, авторы новых технологий.

Далее шли замечательные выступления спикеров из инженерной школы Комсомольска-на-Амуре, ДВО РАН, краевого молодежного центра социального воспитания и здоровья.
После пленарного заседания прошли вторая и третья волны образовательных фиджитал-митапов «Софт и хард: технологии развития компетенций 21 века». Далее – импульс-пленумы, лаборатории технологических решений.

На следующий день – драйвер «Время объединять, время объединяться. Архитекторы инноваций и проектировщики решений». Тема – управление изменениями, в рамках которого прошли совещание руководителей органов местного самоуправления, первое заседание клуба директоров «Вдохновляющее лидерство», мастер-классы от краевого клуба Пеликанов и другие, не менее интересные мероприятия.

В общем, держитесь, ученики! С наступающим всех учебным годом!

А чтобы совсем уж не отстать от наших детей, напоследок прослушала я лекцию Пескова и пришла к неутешительному выводу: вот не зеркальное у меня мышление! Скорее всего, сингулярное. Одним словом, ушла в синусоиду.

Ирэна Виноградова
Фото www.khabkrai.ru

  • Теги
  • митапы
  • наука
  • ОБРАЗОВАНИЕ
Google+ VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Мэрия может разрешить строительство гостиницы рядом с парком «Динамо» Город

Мэрия может разрешить строительство гостиницы рядом с парком «Динамо»

Наше дело - труба: как в Хабаровске готовятся к зиме Город

Наше дело - труба: как в Хабаровске готовятся к зиме

«Свеча памяти» в Хабаровске прогорела незаметно? Город

«Свеча памяти» в Хабаровске прогорела незаметно?

/** /**
/** /**
это интересно
  • Недвижимость Хабаровска
  • Куда сходить с ребенком
  • Реклама Хабаровска
  • Музеи Хабаровска
  • Семейный юрист
  • Прожиточный минимум
Лето в пробках: когда переделают главные автотрассы Хабаровска?
Лето в пробках: когда переделают главные автотрассы Хабаровска?
Какие скверы появятся в Хабаровске?
Какие скверы появятся в Хабаровске?
Газ вместо угля. Когда перестанет дымить ХТЭЦ-1?
Газ вместо угля. Когда перестанет дымить ХТЭЦ-1?
  • Город
  • Бизнес
  • Наш дом
  • Люди
  • Здоровье
  • Среда обитания
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Объявления и услуги
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». И. о. главного редактора Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.