Разговоры о том, что безбилетных детей нельзя выгонять из автобусов и трамваев велись уже давно. В Хабаровске, например, в прошлом году произошёл инцидент, когда у девушки-подростка водитель отнял шапку в счёт оплаты проезда. После очередного резонансного случая, когда школьника, у которого не оказалось денег, а банковская карта не сработала, высадили, и он шел по морозу пешком, общественность начинает волноваться. запрет высаживать детей

Видимо, поэтому в Госдуме приняли поправки в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», запрещающие высаживать из общественного транспорта детей, не достигших 16 лет, из-за неоплаченного проезда.

Хабаровские перевозчики приняли нововведения спокойно. Да и куда деваться - закон есть закон, и его надо исполнять. Но пока не очень понятно, как это должно работать на практике. Предположим, не сработала банковская карта у подростка. Должен ли водитель или кондуктор потребовать у него документы? И какие именно документы должен носить с собой школьник? И должен ли вообще? Вопросов много, ответов пока нет.

— Мы, конечно, переживаем, что будут недобросовестные пассажиры, — признаётся Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска». — У нас дети до шестнадцати – это примерно тридцать процентов от всего пассажиропотока в учебное время. Представляете, если все будут «забывать» деньги, и у всех будет карта в стоп-листе? Как мы будем компенсировать убытки? Как водитель должен понять, что этому пассажиру ещё нет 16? Верить на слово? Конечно, это вопрос, в первую очередь, совести. Совести родителей – те могут и не дать денег на проезд ребёнку, зная, что его не высадят из автобуса. Совести школьника? Он может потратить деньги не на покупку билета, а на что-то другое. А мы должны и транспорт заправлять, и зарплату людям платить, и за новые автобусы рассчитываться.

Хабаровчане, в основном, новый законопроект поддерживают. Ведь случаи, когда детей высаживали из автобусов на мороз, случаются частенько. Да и мало ли что может случиться с ребёнком, когда он идёт несколько километров пешком домой. «Хорошо, что теперь есть такой закон, а перевозчики не обеднеют!». Но есть и такие, кто понимает: если в одном месте убыло, значит, где-то прибудет.

— Вряд ли перевозчики будут просто терпеть убытки, если дети и их родители будут пользоваться этой мерой, — считает хабаровчанка Зинаида С. — Скорее всего, все поднимут стоимость проезда. Сейчас уже в некоторых автобусах было 30 рублей, а стало 35. Возможно, это не последнее повышение. Мне кажется, что должна быть предусмотрена ответственность родителей. Если у ребёнка нет денег на проезд, предлагаю накладывать на родителей административный штраф. Я понимаю, что государство не хочет платить за этих детей из своего кармана, но, в конечном итоге, перевозчик залезет в мой. А я против этого! запрет высаживать детей

— Вот если водители будут обилечивать на входе и не впускать в салон детей, которые отказываются платить, будет ли это считаться нарушением закона? — размышляет Елена Шадуя. — Кто считается пассажиром? Тот, кто вошёл в салон, или кто оплатил свой проезд, то есть заключил договор на обслуживание, в данном случае, на проезд из пункта «А» в пункт «Б»? Вот в Москве, помню, был вход в автобус через турникет. А в метрополитене ты просто не зайдешь на территорию, если у тебя нет билета – извините.

Перевозчики готовятся к волне «зайцев» и хотят, чтобы расчёт за проезд происходил на входе в салон транспортного средства. Но планы сталкиваются с действительностью: пассажиры, желая занять сидячие места, вламываются в салон, а водитель, чтобы не потерять драгоценные минуты и не выбиться из графика, это игнорирует и не требует сразу оплатить проезд. В Москве, кстати, уже отказались от турникетов на входе в автобусы – они слишком тормозили пассажиропоток.

— Возможно, этот закон ещё будет доработан, и власти продумают механизм компенсации убытков нам, перевозчикам, — продолжает Елена Шадуя. — У детей может быть так называемая карта школьника, которая бы фиксировалась на валидаторе и просто отправляла данные о том, кто проехал. Это было бы прозрачно и всем понятно. Или ещё вариант - как с картой МИР, чтобы перевозчика не вовлекать в конфликтные ситуации. Можно было бы по карте МИР производить эти расчеты и компенсацию родителям для детей до 16-ти. Нужно, чтобы никто не пользовался лазейками, недопониманием, водитель доложен следить за дорогой, а не пытаться определить, сколько лет подростку.

Все нюансы нововведения предстоит доработать властям в регионах и самостоятельно вводить контролирующие механизмы. А перевозчики тем временем повышают плату за проезд, ссылаясь на рост цен на топливо и запчасти.

До 1 апреля стоимость проезда поднимется сразу на 17 автобусных маршрутах Хабаровска. И это, скорее всего, не предел. Согласно федеральному закону коммерческие перевозчики работают на нерегулируемом тарифе, а это значит, что увеличивать плату за проезд они могут хоть каждый месяц. Главное, они должны за 30 дней уведомить об этом городскую администрацию. запрет высаживать детей

Мария Полякова

Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен