Театры Хабаровского края оценили на ежегодном конкурсе в области театрального искусства
В стенах ТЮЗа состоялась пресс-конференция по итогам 31-ого ежегодного конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства (0+). Театры традиционно оцениваются по девяти номинациям. Но этот год стал особенным: «Лучшее визуального решение» заменили на «Лучшую женскую роль». И главной интригой для всех стало именно такое решение жюри.
Оказалось, оценивали не только Хабаровские театры (ТЮЗ, Театр кукол, театр «Триада», ХМТ, Театр драмы), но и Драматический театр Комсомольска-на-Амуре. Премьеры спектаклей состоялись в прошлом году. Всего на сцене представили 13 постановок.
— Действительно, было довольно сложно раскладывать этот пасьянс, — поделился Глеб Ситковский, театральный критик и член комиссии Союза театральных деятелей России по критике и театроведению. — Было много интересных актерских работ, и мы не знали, что нам делать. Больно, что всё равно кого-то не наградили, но приходилось от чего-то отказываться.

Сначала поговорили о Комсомольском театре. Оценивать спектакли было трудно, поскольку жюри не присутствовало на них лично. Организовали видеопоказ в хорошем качестве. Но театральный критик заметил, что «никакое видео, даже самое прекрасное, не передает все нюансы актерской игры, пространства». Тем не менее постановка «Горе от ума» (12+) победила в номинации «Лучшая экспериментальная работа года». А Игоря Веслополова так и вовсе выделили сразу за две роли: Чацкого в спектакле «Горе от ума» (12+) и Сальери из «Маленьких трагедий» (16+).
Глеб Ситковский рассказал и о том, что в ТЮЗе жюри посмотрело рекордное количество спектаклей — целых четыре. Остановились на двух, но споры не прекращались до самого конца. В итоге Виталия Фёдорова выделили за «Лучшую режиссёрскую работу года». Он поставил спектакль «Умеешь ли ты свистеть, Йохана?» (6+), а также Наталью Павлишину — за «Лучшую работу художника». Она трудилась над оформлением данной постановки. Отметили и актрис из «Вдовьего парохода» (16+) — Марию Бондаренко, сыгравшую Анфису Громову («Лучшая женская роль года») и Татьяну Гоголькову, которая сумела перевоплотиться в Капу Гущину («Лучшая женская роль второго плана»). Театральный критик добавил, что «Вдовий пароход» «сделан по школе, на очень серьёзном режиссёрском уровне», что объясняет наличие хороших актёрских работ.
Хорошо отозвались и о Театре кукол. Спектакль Давида Бурмана «Мёртвые души» (12+) выделили в номинации «Оригинальное решение русской классики». А Василия Праскова отметили за роли Собакевича, Селифана и Чёрта («Лучшая мужская роль второго плана»). Хотя Глеб Ситковский заметил, что «можно было наградить весь ансамбль».
Театр «Триада» отличился постановкой «Оскар и розовая дама» (16+). Актрису Владилену Капрову наградили за роль Оскара («Лучшая женская роль года»), а Вадима Гоголькова — «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края».
— В таком материале можно уйти в хлюпанье носом, манипулирование зрителем. Но здесь получилась интересная работа: высказывание Гоголькова и игра Капровой, для которой эта роль — большой актёрский подвиг, — сказал театральный критик.
ХМТ получил две номинации за спектакль «Метель» (12+): за «Лучшую работу с видеотехнологиями» и за «Лучшую работу балетмейстера-постановщика», в которой победил Андрей Крылов.
— От музыкального театра я ждал уровня сельского клуба, потому что помещения нет, шёл туда с грустью, — признался Глеб Ситковский. — Но при минимуме выразительных средств театр поработал с видеотехнологиями, сделал качественную анимацию. Спектакль выверенный, точный, нет ничего лишнего и с интересным решением.

Номинацию «Спектакль года» забрал Театр драмы постановкой «Пиковая дама» (12+). Члены жюри порадовались серьёзному подходу режиссёра и работе с актёрами, благодаря чему «спектакль случился». Из всего ансамбля наградили Дениса Гелязендинова, сыгравшего Германна («Лучшая мужская роль года») и Артёма Казакова за роль Артёма из «Весов» (18+) («Надежда сцены»).
— Мы на обсуждении всё равно говорили о недостатках. Но надо понимать, у нас не было спектакля в программе этого года, к которому не было бы вопросов. Всюду есть какие-то проблемки. Но «Пиковая дама» нам показалась спектаклем на таком уровне, который позволяет сказать, что это спектакль года, — заметил Глеб Ситковский.
***
После подведения итогов журналисты задали несколько вопросов. Спросили, чем театр Дальнего Востока отличается от театров других регионов. В зале раздались сдержанные смешки.
— У каждого театра есть своё лицо. Но если говорить о Хабаровске, то он стал воротами на Дальний Восток. Где-то в начале нулевых годов бытовало такое мнение, что театр у нас заканчивается Сибирью. А дальше будто ничего не происходит, какое-то такое сонное царство. В 2010 году я попал впервые в Хабаровский ТЮЗ. Прошло 15 лет. Театр изменился очень сильно за это время. Год на год не приходится. Я вижу не только позитивные процессы, но и проблемы. Но все равно есть желание развиваться, кого-то все время звать, не вариться в собственном соку, а следить за процессами, которые происходят в России и мире, — ответил Глеб Ситковский.

— С одной стороны — открытие института театрального дела, конкурсы, желание быть актёрами. А с другой — отток, обезлюдивание, отсутствие культуры у детей. Как это всё совмещается? — поинтересовался один из журналистов, чем вызвал бурную реакцию среди жюри.
— Есть учреждения культуры, которые пытаются как-то заниматься детьми. Есть библиотеки, которые ведут активную работу. Например, проект по переоборудованию модельных библиотек. Мне кажется, ваш вопрос надо адресовать не театрам, а людям государственным, потому что это должна быть государственная политика, — заметила Евгения Давыденко, старший преподаватель кафедры «Режиссура представлений и праздников» ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры».
В дискуссию вступила и Ирина Куксова, заместитель начальника управления — начальник отдела искусств и управления культурной народного творчества политики министерства культуры края, секретарь жюри:
— Вопрос оттока населения из Дальнего Востока — глобальная проблема во всех отраслях. Что касается культуры, правительство делает много шагов в этом направлении. В 2025 году откроется филиал ВГИК, который будет обучать специалистов. Создаются школы креативных индустрий. Уже три школы созданы, которые также обучают режиссуре и другим специальностям, и будут в дальнейшем помогать нашим учреждениям культуры.

Финальный вопрос касался отказа от номинации «Лучшее художественно-техническое решение». Ответил на него Глеб Ситковский:
— Если бы у нас был какой-нибудь кандидат, на котором мы бы единогласно сошлись, мы бы номинацию оставили. Мы попытались что-то придумать, но когда номинация высасывается из пальца, то лучше никого не награждать. В этой номинации награждаются художники по свету, по звуку. Но мы не смогли ничего придумать. Значит, не было такого кандидата.
На такой ноте и закончилась пресс-конференция… А мы напомним, что торжественная церемония награждения лауреатов конкурса с вручением дипломов Губернатора края пройдет в канун празднования Дня театра.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен