Поэтов, прозаиков и критиков наградили на конкурсе имени Петра Комарова в Хабаровске
В Хабаровском краевом театре юного зрителя наградили победителей общероссийского конкурса имени Петра Комарова (16+). Среди них поэты, прозаики и критики из разных городов: от Брянска до Южно-Сахалинска. Правда, на награждении присутствовали только хабаровчане — остальные не смогли приехать.
Участвовать в конкурсе могут авторы из стран СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья. Зачастую рукописи приходят из Америки и Израиля. Как выразилась Татьяна Якуба, генеральный директор дальневосточной научной государственной научной библиотеки, «уехали, но пишут, и посылают нам».
В мастерстве владения словом сразились друг с другом 87 авторов, приславших 107 рукописей — некоторые решили попытать удачу несколько раз. Такое рвение неудивительно, так как конкурс проводится раз в два года. Да и призовой фонд увеличился со ста тысяч до миллиона... именно этим Татьяна Якуба объясняет рекордное количество заявок:
— Призовой фонд для участников этого года поднялся от ста тысяч до миллиона. Отчасти с этим связано то, что он набирает такую популярность. И с тем, что правительство обращает внимание на этот конкурс. Конечно, многие регионы такого не имеют, и нам по-хорошему завидуют.
И всё же, цель мероприятия — поиск талантов и поддержка писательского мастерства. Подобные мечты были ещё в 1933 году, когда родился журнал «Дальний Восток» (16+). Позже, в 2012 году, по инициативе редакционной коллегии, возникнет конкурс имени Петра Комарова. Но прислать рукопись может далеко не каждый. Участвуют только те, кто опубликовал свои труды в дальневосточных журналах за последние два года, таких как: «Дальний Восток» (16+), «Словесница искусств» (16+), «Культура и наука Дальнего Востока» (16+), «Вестник ДВГНБ» (16+), и «Записки Гродековского музея» (16+).
Но стоит только преодолеть данное ограничение, как перед участником откроется полная творческая свобода. Номинаций в конкурсе много: «Проза», «Поэзия», «Очерк и публицистика», «Критика и библиография», а также «Специальная премия» для тех авторов, в которых жюри разглядело «оригинальную самобытность».
Мнения по поводу работ у членов жюри разделились. Ирина Филаткина, старший научный сотрудник ДВГНБ, отмечает, что «недостатка в рукописях нет, поэтому процесс отбора работ сложный. Может, нет каких-то прямо шедевров-шедевров, но хорошие, добротные материалы есть». А Виктория Приходько, доктор филологических наук и доцент высшей школы филологии ТОГУ, считает иначе:
— Это был праздник для души, приходилось выбирать не просто из хороших, а из замечательных работ. От некоторых появлялось ощущение французское frisson — холодок по спине, потому что они затрагивали душу, сердце. И задаёшься вопросом: как люди, которых ты знаешь, способны извлечь из себя такой уровень катарсиса?
***
— Я вам секрет открою... я не умею писать стихи. И никто не умеет. Если бы мы умели, то выдавали бы по десять нетленок в день. Но муза ведь дама строптивая и никогда по вызову не является. А из пальца высасывать — дело неблагодарное. Потому что то, что ты делаешь не под вдохновением, рождается мертворожденным. Да и писать дано не каждому. Ведь поэтами не рождаются, поэтами не становятся, поэтами небеса назначают. Тебя назначили и теперь ты никуда не денешься.
Таким откровением меня поприветствовал Игорь Лапшин, занявший первое место в номинации «Поэзия» с произведением «Тор. Молот Тора» (12+). Свой творческий путь он начал в 17 лет — написал первое стихотворение, за которое «получил от родителей выволочку». «Непечатное, хулиганское... надо было его на месте уничтожить. Но Высоцкий же тоже начинал с каких-то непотребных вещей» — как бы в оправдание скажет поэт. Тем не менее, стихотворение он сохранил, хотя и предал цензуре, чтобы его можно было показывать публике.
После наступает период с 18 до 22 лет, в котором пишутся тяжёлые, депрессивные стихотворения. Формируется правило: «относись к читателю так, как читатель относится к себе». Но ведь каждый относится к себе по-разному: кто-то ненавидит, а кто-то, наоборот, обожает. Так что всем угодить невозможно. Поэтому Игорь Лапшин имеет в виду следующее:
— Не нужно грузить человека своей хандрой. Есть стихи про то, как тебе одиноко и как дождь идёт за окном — спрячь их и никому не показывай. Дари позитив, пиши то, что людям будет интересно и приятно читать, что их не погрузит в уныние. Так что мои стихотворения про осмысление жизни, нашей цели, сущности. В том, что я пишу, очень много мистики. То есть, писать о том, как хороши и свежи были розы мне не интересно.
Зато интересно писать о нашей истории. Родился «Тор. Молот Тора» (12+) спонтанно и вместе с тем будто не случайно. Когда поэт пришёл домой, то взял в руки «Повесть временных лет» (16+). Полистал, открыл на первой попавшейся странице — взгляд зацепился за запись 983 года. В голове вспыхнул план, родились образы... и поэма написалась за год. А далее, не иначе как при помощи провидения, она попадает в журнал «Дальний Восток». Обычно поэмы не печатаются — считается, что те занимают слишком много места и не позволяют высказаться другим авторам. Но для поэта сделали исключение — всё-таки взяли «Тора», хотя сначала «пытались вежливо отказать».
Нечто похожее произошло и с прозаиком Татьяной Троценко, занявшей второе место в номинации «Проза». Правда, тогда она находилась только в начале писательского пути:
— Со всей присущей мне наглостью я принесла рассказы в журнал «Дальний Восток». Потом меня позвала редактор прозы, сказала, что рассказы хорошие, но из-за того, что направление журнала — соцреализм, такое никогда не напечатают. После этого пришла в журнал Александра Николашина. Направление журнала сменилось, печатать стали просто разные, хорошие истории. И тогда мои рассказы пригодились.
Но началось увлечение писательством гораздо раньше — в восемь лет. Тогда Татьяна, по её выражению, «была правильной домашней девочкой». А так как правильные домашние девочки делают домашние журналы, то и она вела свой — «Заяц». И была в нём и автором, и редактором. Потом увлечение забылось. Но неожиданно, уже во взрослом возрасте, к ней в руки попала печатная машинка. Стоило только прикоснуться к клавишам, как вместо договора написался рассказ. И тут проявилась девочка-хулиганка:
— Всем врёшь, что идёшь работать, а сам бежишь на работу и тайно пишешь по выходным. Злилась, пока не набрала много рассказов, которые в один прекрасный момент достала из стола и поняла, что это довольно-таки неплохо.
А далее уже знакомая история: отказ, принятие текстов в журнал, победа на конкурсе. Участвовала Татьяна Троценко с двумя рассказами: «Анна по дороге домой» (18+) и «Принц и Король» (18+).
— Вот история про Анну — она не знает, ждут её дома или не ждут — это история из жизни, когда я немножко потерялась. Ушла с одной работы, пришла на другую, там себя не нашла в коллективе. Встретилась с теми, с кем работала раньше и поняла, что у них интересы другие, ситуации — всё другое. Как будто бы меня там стёрли. В голове крутилась мысль: «Какого человека могли бы полностью стереть из жизни?». И подумала, что это будет зечка, которая возвращается домой. Там у неё ничего нет и вот эту историю я вместе с ней прожила, попыталась через неё найти выход для себя. А вторая история про собаку и человека. Это мысль о людях, которым дан от рождения талант, но через какое-то время им становится скучно жить, потому что они всё могут, и перестают себя реализовывать, опускают руки. Наверное, это какой-то период потерявшихся историй, — заключает прозаик смеясь.
Подобные темы — следствие «широкого диапазона». Писательства для Татьяны недостаточно, «маловато», как и работы консультантом производственного дела в фонде капитального ремонта. Нужно то, что позволит чувствовать себя комфортно, уверенно. Поэтому задач много, и они прозаику не надоедают.
Удачно выразилась насчёт писательства Виктория Приходько, которая в назидание писателям рассказала притчу:
Мастера слова сидели в лесу у костра. К ним подошёл юноша и спросил: «Я хочу быть великим писателем, что мне сделать, чтобы достичь славы, успеха, известности?». Первый молвил: «Найди свою аудиторию, подумай, для кого и зачем ты пишешь». Второй сказал: «Послушай ритм, пульс своего произведения и начинай писать». Третий: «Ничего не нужно слушать, купи себе удобный рабочий стол, лист бумаги, ручку и пиши». Четвёртый: «Без трудолюбия не обойтись». Пятый: «Без таланта ты ничего не добьёшься». Ошарашенный юноша почесал затылок и ушёл…
А мораль сей притчи такова: какой бы совет тебе ни дали, у каждого свой путь и способ достичь успеха. Можно думать, что «поэтами небеса назначают», а можно считать, что писателями становятся благодаря тяжёлому труду. Но в конце тропинки сойдутся в одну большую дорогу под названием «писательское мастерство».
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен