Скромный подвиг советского солдата Сергея Терентьева
В редакцию газеты «Хабаровский пенсионер» (16+) пришло письмо от хабаровчанки Н. Терентьевой, в котором она рассказала о подвиге Сергея Яковлевича Терентьева. Публикуем его на страницах и нашего издания.
«Победе в Великой Отечественной войне — 80 лет! Всё дальше и дальше отдаляется эта дата. О великих подвигах знают почти все. А сколько еще было тихих, скромных подвигов, находчивости советского солдата! Один их них — мой муж, Сергей Яковлевич Терентьев.
Ветеран Солнечного горно-обогатительного комбината, участник боевых действий против милитаристской Японии, он родился в 1925 в Красноярском крае. Пока длилась война с немецко-фашистскими захватчиками, служил на берегу Амура в пулеметном взводе 136-го стрелкового полка.
Участвовал в боевых действиях с августа по сентябрь 1945-го на 2-м Дальневосточном фронте в составе 15-й армии. Пулеметчик, младший сержант. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией».

Вот как со слов моего мужа в прессе рассказывал об августовских событиях 1945-го В. Ляхнов:
«В ночь с 8 на 9 августа 1945 года стрелковый полк был поднят по тревоге. Та ночь была необыкновенно темная, шел проливной дождь. Первым переправлялся на лодке взвод автоматчиков. Следом пошел пулеметный взвод на амфибиях.
Десанту предстояло одолеть 12 км от берега до берега неспокойной реки. На противоположном берегу — ни огонька, никакого ориентира. А тут, как на грех, на амфибии, на которой переправлялся младший сержант Терентьев со своими товарищами, порвался приводной вентиляционный ремень, мотор перегрелся и заглох.
Через некоторое время по борту амфибии зашелестели ветви тальника. На мгновение включили фары, оказалось, что течением амфибию снесло к нейтральному острову, который залег посредине Амура. Экипаж закрепил машину за тальник и просидел всю ночь в тревоге и беспокойстве. На рассвете водитель с солдатом, бывшим трактористом, принялись чинить приводной ремень. Но каждая их попытка привести машину в боевую готовность заканчивалась неудачей.
Сергей Терентьев внимательно осмотрел причальный канат из прочной пеньки. И его осенило. До войны работал конюхом, приходилось самому делать конскую упряжь, крутить веревки. Вот и в той августовской рассветной рани на Амуре он взял три пеньковых пряди и свил веревку, отмерил длину приводного ремня, срастил прочно концы, как учили. Водитель надел необычный ремень на вентилятор — мотор ожил!
Через полчаса амфибия была на месте переправы. За ночь полк ушел далеко вперед, успел вступить в бой. Пулеметчики, проявляя армейскую смекалку, на попутных машинах быстро догнали свой полк.

Полк шел вперед и днем и ночью под жарким солнцем, под проливными дождями. Командование выдвинуло роту, в которой служил младший сержант Терентьев, в авангард полка. Она вела разведку, вступала в кратковременные стычки с противником, прокладывая путь полку.
На подходе к городу Цзямусы дорогу преградил японский дот, охранявший подступы к мосту через реку Сунгари. Здесь мощным огнем была разбита артиллерийская батарея, обогнавшая роту. Сергею Терентьеву и его товарищам предстояло боем взять эту долговременную огневую точку. Залегли бойцы за редкими кустами для броска. Небо раскалилось от жары, от усталости глаза слипаются.
Помощник командира пулеметного взвода лейтенант Иванов ободряет пулеметчиков, а сам то и дело посматривает на вражеский дот: на подступах к нему ни кустика, ни бугорка, открытая местность… Много поляжет ребят, пока возьмут вражескую огневую точку. Вот-вот должны вернуться разведчики, и начнется атака. Разведка вернулась и доложила, что противник не выдержал противостояния и покинул свое укрепление.

136-й полк не дошел 80 километров до города Харбина, как поступил приказ возвращаться к месту прежней дислокации. В обратный путь, пролегший на сотни километров, опять шли пешком, узнавая места, где за ночь иной раз удавалось проходить по непролазным топям по километру. Теперь шли в течение 50 минут с 10-минутными остановками на отдых. По ночам становился полк на привал, выставляя караул. В один из дней похода пришла радостная весть: подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война — завершилась!
Через Амур переправлялись советские воины опять же ночью. И в противовес началу операции, когда пришлось переправляться через реку под проливным дождем, ясное небо было усыпано звездами, ярко светила луна. Вот уже рядом знакомый берег, поселок. И в этот момент из клуба вышла молодежь. Расходились парни и девушки по домам с песнями, тронувшими душу каждого солдата — они возвращались с войны.
Сергей Яковлевич Терентьев с особым чувством часто вспоминал ту лунную ночь, переправу через ночной Амур, девичьи песни, чистый воздух Родины».

За участие в боях за освобождение Маньчжурии от японских захватчиков младший сержант Терентьев был награжден медалью «За воинскую доблесть». Ему тогда шел 20-й год. Впереди была мирная, наполненная трудом жизнь. Прожил он ее достойно. Ушел из жизни 15 августа 2012 года.
Так хочется, чтобы не угасала память о солдатах Второй мировой, и духовно поддержать тех, кто сейчас находится на СВО — наверняка их деды, прадеды были участниками той страшной войны. И победили!»
Н. Терентьева
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен