С 1931 года в Дальневосточном художественном музее города Хабаровска находится работа известного русского и советского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкого «Чайка». Белая мраморная голова молодой женщины. Лицо удлиненной формы с тонкими чертами. Глаза мечтательно полузакрыты. Прическа мелкими волнами, находящими на виски, уши. Одна прядь спущена на лоб. Остальная часть головы дана в виде куска необработанного мрамора. Работа выполнена из мрамора в технике высекания. Кто послужил прототипом изображения, точно не известно. Существует версия, что это супруга скульптора Маргарита Ивановна. Но опять же исследователи не имеют единого мнения по этому вопросу. Возможно загадка произведения «Чайка» так и останется загадкой. Но полюбоваться скульптурой можно в Дальневосточном художественном музее. Чайка» на данный момент находится в постоянной экспозиции музея в зале русского искусства.

Сергей Тимофеевич Конёнков. Годы жизни: 28 июня / 10 июля 1874 г. (с. Верхние Караковичи Смоленской губ.) — 9 октября 1971 г. (Москва). Скульптор.

Сергей Тимофеевич был из крестьян. В 1892 году окончил гимназию в Рославле. На собранные односельчанами деньги отправился в Москву и поступил на скульптурное отделение МУЖВЗ. Учился у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. В 1896 году окончил курс с большой серебряной медалью за скульптуру «Камнебоец» и на средства П. М. Третьякова был послан за границу. Побывал в Берлине и Париже, около года провел в Италии. С 1899 года учился в ИАХ у В. А. Беклемишева. А в 1902 году получил звание художника за скульптуру «Самсон, разрывающий узы».

С 1903 года жил в Москве и работал по частным заказам. Исполнил барельефы и фигуры для кондитерской Филиппова на Тверской в 1905 году. В 1906 — 1911 гг. создавал головы из мрамора и песчаника. В 1907 году начал «Лесную серию» из дерева, навеянную образами русского фольклора: «Старенький старичок» 1909 г., «Стрибог» 1910 г., «Еруслан Лазаревич» 1913 г., «Нищая братия» 1917 г. Возвращался к серии в последующие годы. В 1910 году участвовал в конкурсе проектов памятника Александру II в С.-Петербурге. В 1912—1913 годы работал в Греции и Египте. И под влиянием античной пластики создал мраморные торсы и фигуры: «Сон» 1913 г., «Юная» 1916 г. и «Заря» 1917 г.

Участвовал в выставках: Нового общества художников 1907 и 1909 гг., СРХ 1909—1914 гг. и 1917 — 1918 гг., «Мир искусства» 1915 и 1917 гг., в Международной выставке в Риме 1911 г. и Балтийской выставке в Мальмё Швеция в 1914 г. Провел три персональные выставки в своей мастерской на Пресне 1916 г., 1916 — 1917 гг. и 1917 — 1918 гг. В 1916 году познакомился с будущей женой Маргаритой Ивановной Воронцовой, бывавшей в доме Буниных и Шаляпиных (брак был официально заключен в 1922 году).

В 1917 году вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины и в Коллегию художников театра и комиссию «Красóты Москвы». И возглавил московский Профессиональный союз скульпторов-художников.

В советские годы руководил скульптурной мастерской при 2-х ГСХМ (МУЖВЗ) и был профессором ВХУТЕМАСа. В 1918 году исполнил мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для стены Спасской башни Кремля, в 1919 году — скульптурную группу из дерева «Разин со своей ватагой», которая была установлена на Лобном месте как временный памятник. Участвовал в выставках: СРХ 1917 — 1918 гг. и 1922 года, «Мир искусства» 1917 — 1918 гг., 1921 году и 1922 году, 1-й выставке картин, рисунков и скульптуры 1919 г., также в 5-й Государственной выставке картин 1919 г., Общины художников 1921 г., «Красная Армия 1918—1923» 1923 г. и Выставке современных русских скульпторов 1925 г.

В конце 1923 года с женой выехал в США в группе художников, сопровождавших выставку русского искусства, и остался в Нью-Йорке. Провел персональные выставки в Нью-Йорке 1925 года и Риме 1928 года.

В Америке работал преимущественно как портретист. Создал из мрамора, дерева, гипса и бронзы портреты Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (оба в 1924 году), Ф. И. Шаляпина 1925 г., С. В. Рахманинова (1925 г. по заказу фирмы «Стейнвей»), М. Горького 1928 г., И. П. Павлова 1930 г., В. В. Маяковского 1937 г., А. С. Пушкина 1937 г., американских юристов О. В. Холмса, Б. Кардадо и Х. Ф. Стоуна (1931 — 1934гг. для здания Верховного суда в Вашингтоне), и много заказных портретов. Продолжал «Лесную серию». И создавал резную деревянную мебель в виде одушевленных персонажей: «Стул Алексей Макарович», «Кресло Сергей Тимофеевич», «Столик с гномом и кошкой» и др. Обращался к евангельским образам: «Петр», «Иоанн Богослов», «Иаков Апостол», «Лазарь, восстань!». Исполнял рисунки на темы Библии.

В 1935 году Сергей Тимофеевич получил заказ от Принстонского университета — выполнить скульптуру А. Эйнштейна.

В годы Второй мировой войны входил в Русский комитет, собиравший средства в фонд Красной Армии. Исполнил по фотографиям скульптурные портреты маршалов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и Р. Я. Малиновского.

Летом 1945 года получил разрешение вернуться в СССР, причем для перевозки множества работ по указанию Сталина был специально зафрахтован пароход «Смольный». В декабре приехал с женой в Москву, где получил квартиру и мастерскую на ул. Горького (Тверской), 17. В первые годы советская критика обвиняла его в «формализме» и «модернистских веяниях». Официальное признание пришло только в 1954 году, в год его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. В Москве, Ленинграде и Киеве прошла первая после возвращения персональная выставка. Минуя звание члена-корреспондента, он был избран действительным членом АХ СССР и получил ряд почетных наград и званий: лауреат Ленинской премии (1957 г., награжден первым из деятелей искусств), народный художник СССР 1958 г., Герой Социалистического Труда 1964 г. и другие.

В 1950—1960 годы создал ряд монументальных проектов: горельефы фриза здания Института геохимии АН СССР в Москве 1953—1954 гг., скульптурный ансамбль Музыкально-драматического театра в Петрозаводске 1953—1954 гг., проекты памятника Л. Н. Толстому для Москвы (конец 1950-х) и многофигурного памятника В. И. Ленину на набережной Москва-реки 1959 г. А также исполнил серию портретов деятелей советской науки, культуры и политики. Публиковал статьи об искусстве в журнале «Огонек» и других изданиях. Написал книгу воспоминаний. В 1964 году к 90-летию скульптора в Москве (затем в Ленинграде, Праге, Братиславе, Варшаве и Будапеште) состоялась его ретроспективная выставка.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1973 году открылся Музей скульптуры С. Т. Конёнкова в Смоленске, в 1974 — Музей-мастерская С. Т. Конёнкова на ул. Горького (ныне Тверская) в Москве. Почта СССР выпустила марку с портретом скульптора 1973 г.

А.А. Романова, методист научно-просветительского отдела

В ТЕМУ:
Портрет княгини неизвестного художника XVIII века в коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен