Жизнь нашей страны в эти годы была подчинена лозунгу «Всё для фронта! Всё для победы!». Страна жила в едином порыве и желании — приблизить победу.

Отечественные деятели культуры посвящали свои произведения героическому подвигу народа, но наряду с портретами героев, сценами боев изображались и простые человеческие радости. Жизнь не останавливалась: люди учились, влюблялись, создавали семьи, рождались дети, делались научные открытия — все это находило отражение и в изобразительном искусстве. Сама выставка состоит из произведений, повествующих о событиях не только фронтовых, но и о жизни в тылу.

Слева — А.А. Лабас «В выходной день», справа — А.А. Лабас «В метро»

Вынужденная смена привычного места — эвакуация в глубь страны, в союзные республики, обогатила тематически и стилистически творчество чутких к новым веяниям художников. В начале войны художник Александр Лабас (1900—1983 гг.) находился в Москве и запечатлел страшные события в неспокойных, насыщенных экспрессией акварелях. Их основной цвет — серо-коричневый, передающий страх и ужас, постоянное физическое и моральное напряжение. В Узбекистане, в который художник приехал в эвакуацию в конце 1941 года, тон работ постепенно меняется на внутренне тихий, светлый, полный солнечного настроения. «В знойные летние дни под ослепительным солнечным светом, словно идущим из космоса, небо здесь кажется ближе, а бесконечность ощутимее. И цвет здесь другой, непривычный взгляду европейца. Совсем иная атмосфера — словно из сказок Тысяча и одной ночи. Мне хотелось передать вечность и древность восточной красоты, казавшейся зыбкой в эти страшные годы…», — писал Александр Лабас в своих дневниках.

А.А. Лабас «На бульваре в Ташкенте»

Великий советский график Владимир Фаворский (1886—1964 гг.) в 1941—1943 годы был эвакуирован в Самарканд. Там, в связи с отсутствием материалов и инструментов для ксилографии, он начал масштабную работу в технике линогравюры. И создал большую «Самаркандскую серию», ставшую одним из самых значительных произведений. Листы серии — небольшие жанровые сценки, превращенные в монументальные композиции, в которых народный орнамент тесно связан с сюжетом. Скупыми средствами печатной графики В. Фаворский в «Самаркандской серии» достоверно передает экзотический дух Средней Азии.

Слева — В.А. Фаворский «На базар», справа — В.А. Фаворский «Арба с женщинами»

Несомненно, победа была бы невозможна без поддержки тыла, которую он оказал фронту не только оружием, боеприпасами, вещами и продуктами, но и моральной поддержкой. Вспомним о письмах бойцам, маленьких подарочках и, конечно, выездных концертных бригадах, в которых принимали участие многие артисты страны. Так узбекская танцовщица, певица, актриса и хореограф Тамара Ханум дала более 1000 концертов на всех фронтах, в том числе и на Дальневосточном в 1943 году. В Хабаровске военными художниками В. В. Завьяловым и Н. Н. Баскаковым был создан ее живописный портрет. На выставке представлен и графический этюд к будущему холсту. Эта акварельная работа интересна фиксацией мгновения радости после встречи с бойцами и цельностью образа актрисы.

Слева — В.В. Завьялов Н.Н. Баскаков графический этюд к холсту «Тамара Ханум», справа — Н.Н. Баскаков В.В. Завьялов «Тамара Ханум»

Увидеть жизнь страны в военные годы можно в зале музея до 19 мая 2024 года.

Марина Константинова, ведущий специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
Неаполитанский натюрморт XVII века из собрания семьи Мандль

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен