Колыбели народов Дальнего Востока в собрании ДВХМ
Дальневосточный художественный музей хранит предметы культуры народного искусства Крайнего Севера и Дальнего Востока России в соответствующей коллекции. Все эти предметы сопровождали человека с начала его жизни. Через них он впитывал культуру своего народа. Также подобные вещи, несущие этнокультурный код, могли изображаться на предметах искусства и составлять антураж, среду в живописных полотнах и графических листах художников, увлечённых национальным колоритом края. К таким предметам относятся и бытовые вещи, в которых человек пребывал практически с рождения. Сегодня поговорим о колыбелях.
Основной тип колыбелей народов тунгусо-маньчжурской языковой ветви, расселённых от Енисейского бассейна до побережья Охотского моря, состоит из двух частей. Это тонкие и лёгкие доски, скруглённые по краям и обрамленные изогнутыми деревянными или берестяными полосами. Две скруглённые доски представляли дно колыбели и скреплялись на гибкую сцепку с помощью шнуровок. Что в свою очередь позволяло менять её положение в диапазоне от сидячего до лежачего. Такую колыбель можно увидеть на графической работе Короленко Е.В. «Трогательная забота» из собрания ДВХМ (главное фото).
Такие колыбели были очень функциональны, а варианты их форм варьируются в зависимости от жизненного уклада этноса, использующего их. Так, например, народы, кочующие вместе со стадами оленей, такие как эвены и эвенки, предпочитали делать подобные люльки из более лёгкой берёсты. Бортики при этом делались более высокими, а в зимнее время изделие обтягивалось тёплым чехлом из меха. Таким образом колыбель становилась пригодной для удобной переноски ребёнка. Более оседлые народности, такие как аборигены Приамурья, делали колыбели из дерева с менее высокими бортиками (рис. 1 «Покой»). Все колыбели оснащались системами креплений для подвязывания к потолку на верёвке, для укачивания.
Как сказано выше, с первых дней жизни ребёнок впитывал традиции через колыбель. Беспокойным детям родители подвешивали деревянные игрушки, напоминающие сэвэнов (фигурки, вмещающие духов-покровителей каких-либо явлений), на специальном ободке.
В коллекции искусства народов Приамурья Дальневосточный художественный музей хранит пять люлек и около десяти аксессуаров к ним, - подвязки (рис.2), подвески (рис.3), одеяльца, подушки, коробки для сбора нечистот (рис.4), над которыми просверливался специальный сток и другие предметы.
Большая часть экспонатов была привезена в начале 90-х годов ХХ века из экспедиции по Нижнему Амуру сотрудниками Т.В. Лементович и Л.В. Константиновой. Тогда коллекцию пополнили три детские люльки ульчей (рис.5 и 6) и нивхов, последняя из них (рис. 7) выполнена несколькими поколениями авторов одной семьи, - П.М. Ходжер, А.Л. Дечули и О.Л. Росугбу. Таким образом датировка люльки растягивается с конца XIX по 2 половину XX века. Данные люльки несколько отличаются от основного типа колыбелей, представленных выше.
Тип люлек в коллекции музея относится к нижнеамурскому. Данный тип люлек был распространён у более оседлых народов, - ульчей, нивхов и нанайцев. Основная часть такого изделия выдалбливалась из колоды, разделенной вдоль на две половины. У амурских аборигенов держать в колыбели детей было принято достаточно долго. Возможно, до трёх лет, так как считалось плохим знаком, когда ребёнок начинал рано ходить. Поэтому часто можно было увидеть ситуацию, когда ножки ребёнка свешивались за пределы люльки (рис. 8). При этом матери часто крепили люльку так, чтобы ребёнок мог отталкиваться от какой-либо поверхности, тем самым укачивая себя. Зачастую, если ребёнок вырастал здоровым, люлька переходила к следующему младенцу. При печальных обстоятельствах ее, напротив, выкидывали. Но в большинстве своём колыбели передавались по наследству. А формы люлек зависели от жизненного уклада определенного народа и сохранялись веками.
На выставках, посвящённых культуре народов Дальнего Востока, не всегда, но всё-таки можно увидеть нивхские и ульчские колыбели, рядом с которыми часто экспонируются произведения живописи и графики, иллюстрирующие целевое использование данных предметов.
А.М. Ковальчук, ведущий специалист по искусству
народов Дальнего Востока, ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен