В 1931 году из Эрмитажа в Дальневосточный художественный музей было передано более ста рисунков европейских мастеров. Среди этих листов была работа Анжело Алессандри (1854—1931), венецианского художника, акварелиста, профессора Венецианской Академии искусств.

Это акварельная копия с полотна «Св. Людовик, Св. Георгий и принцесса», созданного в 1552 Якопо Робусти (1519—1594) по прозвищу Тинторетто. Эта большая композиция (230х150 см) исполнена великим венецианским мастером Возрождения на популярный христианский сюжет — чудо святого Георгия, победившего змея (дракона). Трактовался он по-разному, часто вводились дополнительные персонажи, например, святые, важные для заказчика.

По прошествии нескольких веков английский искусствовед Джон Рёскин, влюбившийся в Венецию по работам «короля солнца» Уильяма Тернера, приехал в город лагун и был покорен еще раз — и прежде всего подлинниками Тинторетто. Сам прекрасный рисовальщик, в 1880-х Рёскин обращается к профессиональным акварелистам для копирования в этой технике картин, фресок, мозаик и архитектурных элементов итальянских городов (в основном — Венеции).

Копии с Тинторетто и других венецианских мастеров Возрождения создавались специально для знакомства с ними английской публики (на рис.1 — фрагментарная копия «Рая» Тинторетто, созданная А. Алессандри). Исследователи отмечают, что «для Рёскина копирование картины означало ее более глубокое понимание, это также давало ему возможность рассказать о достоинствах итальянского искусства людям, которые никогда не смогли бы посетить Венецию».

(рис.1)

Описывая «Св. Людовика, Св. Георгия и принцессу» Тинторетто (рис.2), Рёскин отмечает эту работу как «чрезвычайно прекрасную, наиболее величественную и характерную для мастера, выполненную в его самой спокойной и благородной манере. Сюжет «Св. Георгия и дракона» трактован по-новому и любопытно: принцесса сидит верхом на шее дракона, держа его за уздечку из шелковой ленты; Святой Георгий стоит позади нее, держа свои руки над ее головой, как бы благословляя ее или заставляя дракона замолчать с помощью небесной силы; а монах стоит справа и серьезно смотрит на происходящее… предполагается, что принцесса изображена в состоянии совершенной победы над своим главным врагом».

(рис.2)

Будучи по натуре своей прежде всего миссионером, просветителем, Джон Рёскин не просто дает заказы, он учит и прививает свои идеи группе молодых акварелистов. «В своем совершенно сочувственном и проницательном копировании различных художников он стоит особняком среди художников, которых я знаю», писал Рёскин об Анжело Алессандри, в котором он находит не просто ученика, но единомышленника. В своем эссе, опубликованном посмертно, в декабре 1931, Алессандри говорит: «Как во всем, так и в копировании есть способ... Речь идет не о соревновании в мастерстве с автором... Если при почти неизбежной утрате какого-то качества мы получим что-то кроме цвета, то выиграем очень многое. Проницательность, чередующаяся с естественностью, при копировании с древнего произведения, придут друг другу на помощь...».

Как копиист А. Алессандри также получал заказы от Российского императорского двора и от Фридриха III Прусского. Возможно, именно по заказу одного из членов российской императорской семьи он создал акварельное повторение «Св. Людовика, Св. Георгия и принцессы» Тинторетто, хранящееся теперь в ДВХМ (главное фото).

Работа эта выполнена по всем заветам Рёскина, в том числе — не слишком усердствовать при копировании, «поскольку слишком точный подход выдавал бы стиль живописи Тинторетто». В ней видно глубокое понимание особенностей копирования акварелью: Алессандри в соответствии с техникой и задачами меняет формат, делая его почти квадратным, арочное завершение убирает, взамен вводит колонны по краям действия, иначе трактует небо, убирает некоторые детали (герб в лапах дракона). Частично меняет цветовое решение (нижнее одеяние Св. Людовика), но это, несомненно, также объясняется требованиями акварели: именно необыкновенное чувство цвета, по мнению Рёскина, делало Алессандри идеальным художником для воспроизведения работ Тинторетто, «он имел собственный поэтический и колористический стиль, воплощенный прежде всего в изысканной технике акварели», пишут о нем исследователи.

Художник участвовал в Венецианской биеннале 1922 и 1924, в 1932 его акварели экспонировались на исторической выставке «Тридцать лет венецианского искусства, 1870—1900». С тех пор на родине, в отличие от Англии, мастер почти забыт. Тем более удивительно сознавать, что в столь удаленном от Венеции городе Хабаровске хранится работа этого прекрасного венецианского мастера. И познакомиться с нею могут посетители выставки «Стихия краски и воды» (6+), которая продлится до 14 апреля 2024 года.

Фролова Алена, ведущий специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
«Женщины полей Ленкорани» в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен