В экспозиции ДВХМ в залах русского искусства сейчас можно увидеть портрет императорской особы, как-то по-особому притягивающий взгляды посетителей — «Портрет Павла I. 1790-е гг.» кисти неизвестного художника XVIII века.

Павел Петрович родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце двоюродной бабки — императрицы Елизаветы Петровны, которая окружила его лучшими, по её представлениям, учителями, отстранив от воспитания ребёнка мать и отца. Воспитатель великого князя Павла Петровича, сторонник идей Просвещения Никита Панин, стремился сделать из него идеального монарха.

Возможно, именно в соответствии с его рекомендациями и был назначен ряд «учителей-предметников». Среди них были митрополит Платон (Закон Божий), С. А. Порошин (естественная история и математика) и др. Один из наставников Павла, Семён Андреевич Порошин, вёл дневник (1764—1765 гг.), ставший впоследствии ценным историческим источником по истории двора, и для изучения личности цесаревича. Наследника учили истории, географии, арифметике, Закону Божию, астрономии, иностранным языкам (французскому, немецкому, латинскому, итальянскому), русскому языку, рисованию, фехтованию, танцам. Его знакомили с трудами просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескье. Великий князь любил математику, танцы и воинские упражнения. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 году назначила сына полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом, однако к делам государственного управления не допускала.

Фигура изображена традиционно для полупарадного портрета в три четверти оборота, лицо выделено светлыми тонами. На голове треуголка, император одет в военный костюм, что является отсылкой к его заинтересованности военным делом, и попыткой внедрения прусского образца в военный строй российской армии. Вместе с тем представлена следующая атрибутика, — голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного и орден Святой Анны, названный так в честь дочери Петра I.

Императорский орден Святой Анны — орден, учреждённый в 1735 году как династическая награда герцогства Гольштейн-Готторпского.  5 апреля 1797 года орден введен указом императора Павла I в наградную систему Российской империи для отличия духовных лиц, военных, гражданских и придворных чинов, а также иностранцев.

Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из следующих элементов: знак ордена (крест) с изображением Святого Андрея, распятого на кресте, и серебряная восьмиконечная звезда, с помещенным в её центральном медальоне девизом «За веру и верность».

Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. Эту высшую награду могли получить за чрезвычайные заслуги перед Отечеством только офицеры не ниже генерала, государственные деятели и духовенство.

Фон картины выполнен в переливчато-темной гамме, цветовая палитра переходит от насыщенно-коричневой к светло-оливковой, и плавно перетекает в охристые оттенки.

Это полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, отличающегося меньшими масштабами, и тем, что портретируемый изображается в поясном или поколенном виде.

Поскольку фигура портретируемого на полупарадном портрете изображена не полностью, художники уделяют большее внимание различным дорогостоящим аксессуарам и второстепенным деталям, - одежде, украшениям, иногда роскошному окружающему интерьеру, дабы подчеркнуть высокий общественный или государственный статус изображённого человека.

Грубо говоря, полупарадный портрет объединяет в себе характерные черты и особенности парадного и камерного портретов.

Образы полупарадного портрета встречаются в старинной живописи и графике. В последнем случае - чаще всего разнообразные гравюры, украшающие дорогостоящие антикварные биографические и исторические книги.

Специалист по просветительской

деятельности О.В. Козарезова

В ТЕМУ:
Шедевры русской живописи из собрания Приморской картинной галереи

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен