Названием выставки стали слова классика французской живописи Эжена Делакруа, назвавшего тело человека «восхитительным стихотворением».

Основной темой и главным предметом искусства является человек – со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром. Показывая человека во всей его сложности, неоднозначности, противоречивости, искусство старается помочь ему же понять себя. И потому познание в искусстве выступает прежде всего как самопознание, что было всегда и остается до настоящего времени актуальным.

В трех залах Дальневосточного художественного музея представлена выставка, на которой объектом исследования выступает физическая оболочка человека – его тело.

(рис.1) Неизвестный мастер - Венера бесстыжая

От первобытности и до настоящего времени художники воплощают в образах людей отвлеченные идеи, – плодородия, материнства, силы, воинственности, победы и другие.

В первобытном искусстве тело – продолжение жизни, это то, что дает надежду племени на выживание, продолжение рода. Символом искусства этого времени является пышнотелая «Венера Виллендорфская», воплощающая идею плодородия и материнства. Антиподом ей служит «Венера бесстыжая» (рис.1), тоненькая, вероятно, девичья фигурка с плоским животом и ярко выраженным надрезом под ним. Представленный на выставке слепок с «Венеры бесстыжей» демонстрирует, что неизвестный нам автор оригинала был знаком с анатомией, хотя и ставил перед собой иные художественные задачи, - древние мастера изображали не столько человека, сколько идею.

Искусство Древнего Египта также видело фигуру человека прежде всего, как идею божественности. Пропорции человеческого тела были связаны с материалом, в котором его воплощали. Именно древние египтяне изобрели условный разворот, совмещающий анфас и профиль, статику и движение.

Ассирийские мастера переняли этот условный ракурс в изображении человека, но сама идея искусства Ассирии иная, и связана она с идеей мощи и воинственности. Герои рельефов – будь то божество, воин, правитель или жрец – преувеличенно мускулисты и сильны, но их мощные мускулы максимально реалистичны.

Италийские бронзовые статуэтки Афины, Геракла и Марса, отсылающие к искусству Этрурии, также полны воинственности и агрессии, хотя изображены чрезмерно тонкими, нарочито диспропорциональными и условными.

От этого архаичного ви́дения тела отказались в эпоху классической Греции, примерно в V веке до н. э. Вслед за древнегреческими мастерами тысячи лет (с перерывом на Средневековье) шла европейская школа, стремясь увидеть в человеческом теле идеал.

Рубеж XIX – XX века – время, когда в искусстве авангарда тело полностью лишается своего классического понимания, из него исчезает дух эстетики. Снова, как в доклассические времена, тело становится носителем идей. Но идей конкретного автора, и объектом его экспериментов. Ярким примером является авангардное полотно «Натурщица на красном фоне» И.И. Машкова (рис.2).

(рис.2) И.И. Машков И.И. - Натурщица на красном фоне

В западном искусстве ХХ века такое восприятие тела продолжалось непрерывно, в советском – подобную интерпретацию могли позволить себе только художники-нонконформисты (тело как модуль у Э.М. Белютина (главное фото), тело как игра у А.Д. Арефьева и у Е.Л. Кропивницкого).

Великая Отечественная война стала мощным толчком к новому художественному осмыслению тела: «Человек стремится покинуть мир, убежать от страданий, которыми этот мир наполнен, и единственное, что связывает его – это его тело. Образы тел-скелетов, в которых жизнь держится едва-едва, тел, раздираемых на куски, появляются в искусстве военной поры, сигнализируя о телесном негативизме». Сильным драматическим аккордом звучат экспрессивные, полные боли фронтовые зарисовки Э.М. Белютина «Вернулся с войны» и «Молитва на пепелище», линогравюра В.А. Сидура «Вскрытие после снятия с креста» (рис.3).

(рис.3) В.А. Сидур - Вскрытие после снятия с креста
(рис.4) О.Б. Косткевич - Трек

Отдельным блоком экспозиции представлены работы советских мастеров, посвященные спорту: «Нокаут» П.А. Старикова, «Вольная борьба» Н.И. Витинга, «Трек» О.Б. Косткевича (рис.4), «Борьба» С.А. Казаряна. В отличие от классических изображений спортсменов с их соразмерными, гармоничными телами, эти авторы видят тела своих героев носителями идеи преодоления физических возможностей, что созвучно девизу Олимпиады: «Быстрее, выше, сильнее». Противники и соперники в этих работах сливаются в одно целое, стремясь к покорению спортивных вершин.

Выставка «Восхитительное стихотворение» из собрания Дальневосточного художественного музея дает возможность не только увидеть идеальные формы и пропорции классических героев, но и заглянуть в мастерскую художника, увидеть сложный путь рождения образа, поиска формы в натурных этюдах и академическом рисунке.

Около ста произведений изобразительного искусства, посвященных «восхитительному стихотворению» – телу человека, можно увидеть на выставке (6+) до 28 января 2024 года. 

Марина Константинова,

Алёна Фролова,

ведущие специалисты ДВХМ

Лаконичность хабаровского художника Геннадия Арапова в ДВХМ
В ТЕМУ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен