«Японская коллекция» занимает в собрании музея небольшое, но достойное место. Ее формирование началось в год официального открытия Дальневосточного художественного музея. Именно в 1931 году в музей поступили первые предметы японского фарфора из Государственного музея керамики. В дальнейшем японское собрание пополнялось различными путями – закупки у частных лиц, передачи Комитета культуры Хабаровского края, дары граждан и организаций. Сегодня оно насчитывает около 1000 экспонатов. японское искусство

Неизвестный айнский мастер – Фигурка «Медведь»

Это небольшое собрание дает возможность увидеть основные стороны японской этнической культуры: художественный фаянс и фарфор, живопись и графику, традиционный костюм и игрушку, реликтовую культуру айнов.

Неизвестный мастер - «Полоскательница от сервиза с аистами»

А́йны —древнейшее население Японских островов. Айнская культура была неразрывно связана с образом жизни, с обрядами, обычаями, мифопоэтическим восприятием окружающей действительности. Мастера не просто «творили» - они обеспечивали себя и семьи всем необходимым в быту и во время религиозных церемоний. При этом при изготовлении вещей обязательно соблюдались каноны и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Неизвестный художник – «Актер с коробкой»

Современные мастера-резчики создают такие направления как анималистика. Медведь, держащий в зубах божественную рыбу – лосося, становится излюбленной темой айнской деревянной скульптуры.

Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер. Это в полной мере относится и к кимоно. японское искусство

Кимоно имеет историю длиной в 1500 лет, и к нему относятся, как к национальному достоянию, соблюдая при изготовлении и использовании множество правил и традиций. В Японии можно встретить всевозможные виды кимоно: для замужних женщин и незамужних девушек, для торжественных случаев и универсальное кимоно на каждый день.

Неизвестный художник – «Актер в женском кимоно с лотосами»

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий. История кимоно, необычайно интересная и многообразная, является одной из прекрасных страниц японского декоративного искусства.

Фарфор — значительная страница традиционной культуры Японии. Его история насчитывает четыре столетия существования. Утонченный, изысканный и самый качественный фарфор является гордостью и визитной карточкой Японии. Не секрет, что это искусство активно развивалось в стране благодаря корейцам, которые переняли секреты мастерства у китайских умельцев еще в XVI веке. Сразу с момента появления фарфоровая посуда стала предметом роскоши, поскольку белоснежные тонкостенные сосуды расписывались вручную замысловатыми рисунками.

Неизвестный японский мастер (г. Нара_ Япония) – «Кимоно японское праздничное»

Фарфоровые вазы украшали дворец императора и жилища аристократов. Японская фарфоровая посуда всегда считалась признаком богатства, а ее непревзойденное качество и самобытность очень высоко оценили эстеты всего мира. Японские фарфоровые изделия имеют массу особенностей, благодаря которым они покорили не только Восток, но и Запад.

Фарфоровые тарелки, например, славятся своей неповторимой росписью. Рисунки и орнаменты есть не только с внутренней стороны изделия, но и с внешней. Часто они просто продолжают внутреннюю роспись, а иногда изображены как изнаночная сторона.

Среди многих заимствований из Китая была и ксилография, завезенная в Японию еще в VIII веке. Цветными ксилографии стали далеко не сразу. Поначалу гравюры выпускались в виде черно-белых книг, а цвета вводились в них постепенно. Многоцветные оттиски стали называть «парчовыми картинами».Рост городов и появление нового японского сословия горожан на много веков определило тематику японской гравюры на дереве: театр Кабуки, «веселые» кварталы, борьба сумо, традиции японской классической литературы, поэзии, истории, и, конечно же, пейзаж.

Коновалова О.Г., зав. отделом ДВХМ Главное фото: Наган Киёко – Район Фудзивара


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен