«Крысолов», или «Продавец отравы для крыс», из собрания ДВХМ – знаменитая работа голландского гравера XVII века Корнелиса Висхера. О жизни художника известно немного. Родился он в 1629 году в Харлеме, был учеником Питера Саутмана, работал в его мастерской. После 1650 года работал самостоятельно, а с 1653 года стал членом Харлемской гильдии Св. Луки. Позже он переехал в Амстердам, где умер в 1658 году, не дожив и до 30 лет. картины голландских художников

Корнелис Висхер был ведущим мастером заказного графического портрета, выдающимся гравёром, работавшим как по композициям Н. Берхема, Тинторетто, А. ван Остаде, А. Браувера, так и по собственным рисункам.

Висхер гармонично соединял в своих работах приемы резцовой гравюры, которой отдавали предпочтение фламандцы, и офорта, техники, в которой в основном работали голландцы. Пауль Кристеллер писал: «…линии его проведены с величайшей правильностью; они одинаковой толщины на всем протяжении и в одинаковых расстояниях друг от друга, но в них так много движения, такая тонкая нюансировка в переходах от толстых линий к тонким, что глаз никогда не следует за отдельной линией и всегда схватывает форму, чтобы смягчить жесткость резцовых линий и передать со всей естественностью особенности тканей. В мягкости моделировки и в живописной смене освещений он достигает изумительного мастерства». Созданная в 1655 году, гравюра «Крысолов» демонстрирует блестящую технику 26-летнего мастера.

Борьба с грызунами – вечная проблема городов. Европейцы, признав кошку нечистым животным, почти полностью истребили этого незаменимого охотника на крыс, что привело к размножению последних. Так возникла профессия крысолова. Были они городскими, дворцовыми и странствующими. Такого странствующего крысолова с помощниками – слугой и собакой – мы видим на работе Корнелиса Висхера. Старик держит палку с клеткой-ловушкой, с живыми крысами внутри и на её крышке, к ней же подвязаны трупики грызунов. Крысолов придерживает левой рукой коробку с ядами, на его плаще сидит маленькая крыса, смотрящая прямо на зрителя. К ноге его прижимается собака. Благородные черты лица крысолова, его осанка, движение его правой руки, в которой он держит, вероятно, отраву, скорее принадлежат аристократу, чем странствующему бедняку. Едва заметными линиями и пятнами незаполненного пространства Висхер создает иллюзию света, падающего на лицо старика и точно озаряющего его меховую шапку. картины голландских художников

Крупные черты лица юного помощника, его широкий нос, глаза навыкате, пухлый рот выдают представителя африканской расы, хотя цвет его кожи не темнее кожи хозяина. На его головном уборе, платке, - нашивка с неким нечитаемым текстом.

Фигуры продавца отравы и его помощника занимают большую часть пространства. Они выделяются на фоне серого неба и угла здания своей почти реальной объемностью. Автор, демонстрируя прекрасное знание анатомии, словно создает трехмерное изображение своих героев, с их позами в разворотах, в сложных многослойных одеяниях из разных материалов, с их прекрасно проработанными лицами, руками. Зритель, считывая их эмоции, почти может «увидеть их души», заметили в одном исследовании. картины голландских художников

Большую часть фона занимает здание углом к зрителю, с арочным проемом, по которому с крыши спускается плетущееся растение. Введенное за спины главных героев, дальним от зрителя углом уходящее в глубь листа, оно позволяет автору углубить пространство. Еще «глубже» - два изгибающихся ствола деревьев с почти облетевшей листвой на фоне освещенного неба c облаками.

На стене здания мы видим прикрепленный листик, на котором можно прочесть: C. Visscher / Inuet Sculp. / 1655. ex… - то есть, подпись автора, дату и указание на то, что он создал гравюру по собственному рисунку, выступил здесь не только гравером, но и инвентором. Этот прием введения фактической информации в изображение – излюбленный прием голландских мастеров XVII века, их игра, диалог со зрителем.

Гравюра сразу же прославилась и издавалась как минимум трижды: в 1655 году самим Висхером, в промежутке между 1655-м и 1670-м – Клементом де Йонге, между 1655 и 1706 годами Фредериком де Витом. Листы двух последних изданий имеют больший формат, так как в них увеличено нижнее поле, отведенное для имени издателей. картины голландских художников

В ДВХМ «Продавец отравы для крыс» поступил из Эрмитажа в 1931 году со склеенными порывами и с паспарту, из-за чего не представляется возможным увидеть, к какому изданию он относится. В любом случае, несмотря на повреждения и неустановленное время издания, эта работа представляет интерес и непривычным современному зрителю сюжетом, отправляющим в прошлое, и его блестящим художественным воплощением, неслучайно Кристеллер этот лист отнес «к самым прославленным произведениям резцовой гравюры».

Фролова А. А., заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен