В собрании Дальневосточного художественного музея хранится выполненная на доске живописная работа неизвестного европейского художника XVIII века «Рождество Христа» (главное фото). Сюжет Рождества Христова, несомненно, один из самых популярных в западноевропейском искусстве. рождество христа В своем «Словаре сюжетов и символов в искусстве» Джеймс Холл пишет: «Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. Быть может, именно краткость их рассказа и отсутствие деталей вынудило средневековых авторов создать столь обширную литературу в дополнение к рассказу Матфея (2:1–12) о волхвах, принесших свои дары, и Луки (2:1–12) о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему». рождество христа

Музейная картина представляет традиционное решение этого библейского сюжета. Место действия из яслей превращается в пространство с некими античными постройками, справа, например, виден фрагмент дорийской колонны. О яслях напоминают лишь сиденье Богородицы – оно наполнено пучками сена, да собственно животные: вол и осел в проходе за спиной Богородицы. Изображение животных подтверждает слова пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Центральная фигура каждой рождественской композиции – Богородица. Одетая в традиционные розовый хитон и голубой плащ Мария сидит с Младенцем на коленях. Их нимбы решены в виде венков со множеством лучей, излучающих свет, подобно исходящему на них с небес Божественному сиянию, пробивающемуся сквозь облака. Лучи, исходящие от невидимой за облаками Вифлеемской звезды и освещающие ясли, указывает на главное чудо – явление миру Спасителя.

Традиция изображения звезды к XVII векe стала все чаще cменяться образами хора ангелов в облаках. «Ангел» означает «вестник», Бог посылает ангелов возвещать людям свою волю, для этого они принимают на себя видимый человеческий облик. В сюжете Рождества хор ангелов являет пастухам благую весть о рождении Спасителя и славит его. «Твое рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания; через него поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, солнцу правды, и познать Тебя» (Тропарь праздника). Ангелы учат людей петь славу Богу, неслучайно они изображаются с музыкальными инструментами (мы видим лиру, лютню, орган) и с раскрытой книгой – собранием славящих произведений. Центральные фигуры ангелов прописаны более подробно: у них золотые крылья, одеяния красного, синего и розового цветов, перекликающиеся с одеждами людей на земле.

Мария с Иисусом окружены многочисленными персонажами. Ближе всего расположены, конечно, пастухи, первыми узнавшие о рождении Спасителя. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и явился им ангел, и Свет Божественный осиял их. Ангел дал им знак: «Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». О том, что это именно пастухи, мы можем понять по посохам в их руках, а преклонивший колени перед Богородицей держит и дар – зайца. Образы пастухов в европейском искусстве слились с образами волхвов, царей. Они изображались со своими свитами, часто разного возраста и разных рас, что означало открытость Божественного откровения для всех. Но в нашей работе мы видим трех юношей, окруженных людьми разных возрастов. Тут и коленопреклоненные старцы, и юноша, воздевший руки к небу, и девушки, опустившие головы. Одна из девушек держит светильник, и в этом атрибуте, пожалуй, можно увидеть символ света надежды, как в Рождестве – свет примирения Господа с людьми.

(рис.1)

Картина повторяет гравюру «Поклонение волхвов», созданную в 1606 году Я.Х. Мюллером (рис.1). Голландский гравер и художник Ян Харменс. Мюллер (1571–1628) известен своими рисунками и картинами с мифологическими или библейскими персонажами. Интересно, что воспроизводя с абсолютной точностью гравюру, автор картины вводит лучистый нимб Девы Марии, которого нет в гравюре. Таким образом теряется центральная вертикальная ось, созданная светом сквозь облака и нимбом Иисуса, но теперь яснее подчеркивается связь Марии и Младенца, их образы выделяются среди остальных.

(рис.2)

Гравюру эту Я.Х. Мюллер создал по рисунку фламандского художника Бартоломеуса Шпрангера (рис.2), в свою очередь внеся изменения в композицию: традиционно гравюра повторяет сюжет оригинала в отражении, также Мюллер вводит фигуру воздевшего руки юноши, изменяет позу Богоматери.

Б. Шпрангер (1564, Антверпен – 1611, Прага) был ведущим мастером позднего маньеризма, прославившимся своими эротическими аллегориями. Мастер создал не много картин на темы Священного Писания, предпочитая мифологическую и литературную тематику. Но гравюра Яна Мюллера по композиции его перового рисунка на тему рождения Христа стала так популярна, что кто-то из живописцев перенес ее сюжет на доску. Было ли это самостоятельным решением неизвестного нам автора, или желанием заказчика, к сожалению, теперь вряд ли можно узнать – и может быть, это не столь важно. Эта картина, поступившая в 1939 году из частной коллекции в Дальневосточный художественный музей, дарит нам не только возможность прикоснуться к продолжительной истории её создания, но и обратиться к самому прекрасному из евангельских сюжетов – Рождеству Христову.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен