Коллекция народного декоративно-прикладного искусства Приамурья в Дальневосточном художественном музее располагает восемнадцатью блюдами, сплетёнными из лозы и тальника. Техника плетения использовалась преимущественно народами, проживающими на берегах реки Амур и её притоках, такими как ульчи и нанайцы. плетеная посуда

Они же в свою очередь переняли её у русских переселенцев в XVIII—XIX веках. И несмотря на относительную молодость данного вида искусства у коренных приамурчан, это направление приобрело свои самобытные особенности, вероятно, в силу склонности этносов к декорированию. Такие изделия могли соединяться в двойные и тройные блюда с единым дном, в которые вплетались края больших и маленьких тарелок. плетеная посуда

(рис.1) З.А. Пластина - Блюдо двойное 1991

Плоские тарелки и блюда из лозы и тальника по-нанайски называются «урактами», по-ульчски — «соро». Обычно им придавалась круглая форма, иногда овальная, очень редко —прямоугольная. В стенах ДВХМ можно увидеть тарелки в основном круглой формы. плетеная посуда

У нанайцев и ульчей такая посуда делалась изначально в практических целях. Одно из назначений— подача блюд из рыбы на стол. Так, например, в двойном соро в маленькой тарелочке в центре можно было подать кусочки рыбы, а вокруг, по краям большой тарелки, поместить, к примеру, ягоды. Либо, как утверждают некоторые современные мастера, плетёная структура посуды подходила для просеивания красной икры. Однако же в силу изменения быта и замещения традиционной утвари товарами массового производства к концу XX века утилитарная функция предмета по большей части была утрачена. Эстетические и декоративные свойства соро и урактами стали определяющими при создании сувенирной продукции.

(рис.2) З.А. Пластина - Саро тройное 1983

Данному переходу от утилитарного применения к исключительно декоративной функции блюд способствует и сложность сбора и обработки материала: в определённое время года(весной), нужно срезать у основания ствола тонкие гибкие корни, вытягивая их, как веревки из песка, смотать в пучки и подвесить в сухом помещении. Кроме тальника, использовались прутья кустарников лозы (по-нанайски — «воченкура»), которые собирали в прибрежной полосе пойменного леса, после отмачивали в холодной воде, пока прутья не становились мягкими и гибкими.

Сейчас сложность сбора состоит также в том, что найти длинные однолетние гибкие ростки достаточно трудно. И само изготовление требует от мастера терпения и усидчивости. Плетение дна и ажурного края всегда начинается из средины донышка и затем переходит на «кружевное» плетение краев. Ни один узор «тальникового кружева» не повторяется, каждое изделие эксклюзивно. Разнообразие в рисунок из прутьев вносится с помощью сочетания тёмного и светлого цветов, что достигается с помощью переплетения тёмных с оставленной на них корой и зачищенных светлых ростков.

(рис.3) О.Л. Росугбу - Плетеное блюдо

В фондах Дальневосточного художественного музея плетёные приамурские блюда ярко представлены творчеством ульчски хмастериц Зои Александровны Пластиной и Очу Лукьяновны Росугбу. З.А. Пластина — великолепный мастер по изготовлению соро. На выставке «Северная цивилизация на пороге XXI века» (Москва, 1999) были показаны ее последние произведения, хранящиеся ныне в Дальневосточном художественном музее(главное фото, рис. 1). Пластина также мастерски создавала и тройные блюда (рис. 2). О.Л. Росугбу — известный амурский мастер, член Союза художников России. Она владела многими технологиями ульчского декоративно-прикладного искусства, в том числе плетением из лозы и тальника(рис. 3, рис. 4). Её произведения участвовали в зональных выставках, имеющих общее название «Советский Дальний Восток» (Улан-Удэ, 1969; Владивосток, 1974; Чита, 1980), всесоюзных выставках «Светская Россия» (Москва, 1970, 1985), зарубежных выставках —в Японии (1966); Венгрии и Чехословакии (1974).

(рис.4) О.Л. Росугбу - Блюдо двойное «соро»

В собрании музея хранятся прекрасные работы нанайской мастерицы Аси Кирилловны Бельды. В 2003 году она получила звание «Лучший мастер Амура», в 2004 году победила в краевом конкурсе в номинации «Лозоплетение». Работы А.К. Бельды украшают коллекцию народного искусства ДВХМ (рис. 5, рис.6).

(рис.5) А.К. Бельды - Блюдо круглое
(рис.7) А.К. Бельды - Блюдо

Также в музее хранится некоторое количество плетёной посуды конца XIX—начала ХХ века, чьё авторство не может быть установлено. Однако данные экспонаты представляются нам наиболее традиционными образцами искусства лозоплетения.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ

В ТЕМУ:
Медвежий праздник и его атрибуты в Дальневосточном художественном музее

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен