Дальневосточный художественный музей хранит в своих фондах артефакты приамурской аборигенной культуры, и так или иначе становится причастным к сохранению её духовного наследия. В переплетении узоров на рыбьей коже, ткани, берёсте хранятся не только традиции рукодельного ремесла, но и скрытые тексты, представляющие собой отражения миропредставлений коренных дальневосточников. орнаментальное искусство

Л.У. Пассар - Род Самар из серии «Сказание о нанайских родах»

Говоря об архаичных миропредставлениях, мы имеем в виду такую проторелигию, как анимизм. Почти у всех народов мира устройство Вселенной представлялось в виде так называемого Мирового Древа. Каждый его ярус соответствовал сферам мироздания и был населён всевозможными духами, хозяевами тех или иных явлений. Возвращаясь к теме существ-духов, населяющих данное Древо в мифологии дальневосточных аборигенов, напомним, что в прошлой статье по этой тематике мы рассматривали изображения духов, живущих в кроне Древа. Постараемся разобрать образы, относящиеся к срединному ярусу Мирового Древа Ялоан Туйге (ялоан от нан. мир; туйге от нан. священное дерево) коренных народов Приамурья.

Итак, на орнаментальных элементах, читающихся как родовое древо, под кронами можно нередко увидеть зооморфные фигуры. Они представляют всевозможных животных, населяющих Хабаровский край и Приморье. Являющихся объектом промыслов, или напротив, наземных хищников, табуированных для охоты. Изображения эти характерны в основном для орнаментального искусства нанайцев и ульчей. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные узнаваемые черты. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в дальневосточном орнаменте. В большинстве случаев мастер показывает их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбря, зайца, соболя и т. д.), рыб. орнаментальное искусство

Л.У. Пассар - Род Дигор из серии «Сказание о нанайских родах»

Как уже написано в предыдущих статьях на данную тему, роли и значения, трактуемые исследователями и их информантами, разнятся.

В изображениях на текстильных или берестяных изделиях данные звери имеют не просто декоративное значение, перед зрителем возникают образы духов, наделяющих определёнными качествами владельцев предметов. Следует подчеркнуть, что положительными качествами одаряются люди, присутствующие с данными животными на том же уровне мироздания на Мировом Древе (то есть живущие в нашем мире). орнаментальное искусство

Л.У. Пассар - Род Оненко из серии «Сказание о нанайских родах»

Если мы видим рыбок или пушного зверя на мужском промысловом костюме, данные изображения должны нести удачу: рыбки – для лучшего улова, соболя – для удачной охоты. Хотя в таком случае, при более гибкой трактовке этих образов, можно сказать, что зооморфные элементы – это уже пойманные духи тех или иных животных, что возвращает нас к предыдущему толкованию, связанному с изображёнными на предметах духами.

По другой из версий, находящиеся у ствола родового древа звери, не что иное, как тотемное животное (в анимистических верованиях – основатель рода, первопредок). В коллекции Дальневосточного художественного музея таких тотемных животных можно увидеть в серии панно Людмилы Уламовны Пассар, созданной в конце 70-х годов XX в. и посвящённой сказаниям о нанайских родах.

Л.У. Пассар - Вводный лист из серии «Сказание о нанайских родах» 1979 г.

В переплетениях узоров предстают легенды о появлении фамилий Бельды, Самар, Пассар, Ходжер и других. В этих произведениях, имеющих самодостаточное декоративное значение, родовые деревья стилизуются спирально-ленточным орнаментом, сливающимся с изображением самого тотемного зверя, предстоящего в виде личины либо фигуры в профиль. Его окружают другие обитатели дальневосточной тайги. Все эти существа в переплетении линий вместе образуют композицию в виде древа, имеющего двухчастную симметрию и традиционно поделённого на три яруса в вертикальной плоскости, где каждому ярусу присущи свои обитатели.

Н.К. Ходжер - Панно «Древо Жизни»

По другой версии, на свадебных нанайских халатах невесты – сике, под кронами древ вышивали духа, чья сила должна перейти в будущего мужа вышивальщицы свадебного халата. Когда у среднего яруса древа изображается олень, мужу должны перейти такие качества, как сила и выносливость, если тигр – охотнику перейдут проворность, высокие охотничьи навыки и мощь. Касательно образа тигра автор имеет сомнения относительно качеств, передающихся мужчине, и склоняется к версии о тотемном животном – первопредке, о чём также упоминалось в предыдущих заметках.

В любом случае, какие бы существа не изображались на среднем ярусе Мирового Древа, они отражают ту фауну, которая окружала и окружает человека Дальнего Востока. И мы надеемся, что все эти многочисленные создания и впредь будут украшать своими образами столь же многообразное декоративно-прикладное искусство коренных народов Приамурья и Приморья.

Ковальчук Антон Михайлович, специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен