«Поклонение волхвов» — картина Василия Худякова в коллекции ДВХМ
Василий Григорьевич Худяков родился 15 апреля 1826 года в селе Акшуат Корсунского уезда Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина сенатора Ивана Петровича Поливанова. В 1842-1843 годах учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Непосредственным наставником Худякова стал профессор Федор Семенович Завьялов, известный русский исторический живописец и портретист, пригласивший его к себе в помощники при расписывании зала Святых Сеней в Кремлевском дворце.
За время пребывания в Московском училище Василий Худяков создал ряд эскизов на библейские и бытовые темы, а также портреты «Старик с палкой» и «Девочка в русском костюме».
В 1847 за представленные работы в Императорскую Академию художеств Худяков был удостоен звания художника XIV класса и награжден большой серебряной медалью. В 1848 году художник переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Худяков стал обучаться в классе исторической живописи у профессора Алексея Тарасовича Маркова, русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств. Таким образом, впечатленный своими наставниками, Худяков избирает для себя историческую основу сюжета картины, что приведёт его к очень удивительной встрече в будущем.
В 1850 году Худяков поспешил взять аттестат на звание свободного художника, право на который предоставляла ранее полученная серебряная медаль, и в связи с этим лишился возможности участвовать в академических конкурсах на получение золотой медали.
В Петербурге Худяков писал преимущественно портреты и образа по частным заказам. В 1851 году за портрет ректора архитектуры Абрама Ивановича Мельникова (в музее Академии художеств) был признан академиком. В начале 1850-х годов Худяков участвовал в росписях Исаакиевского собора в Петербурге, храма имения Топорнина в Симбирской губернии в 1852 году, сельской церкви в имении князя Михаила Викторовича Кочубея в Саратовской губернии (1852—1853), храма в Тульском кадетском корпусе (1854—1855). Кроме того в эти годы художником были исполнены, помимо портретов разных лиц, картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» (Третьяковская галерея, Москва), «Гонение христиан на Востоке» (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и «Куликовская битва» (куплена московским собирателем древнерусских рукописей, книг и картин Алексеем Ивановичем Хлудовым).
Трудолюбие художника и сила воли, не смотря на жизненные трудности и где-то поспешные решения, сыграло свою положительную роль — в 1856 году известный московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков приобрел первые две картины, положившие начало будущей национальной гордости россиян — Третьяковской галерее. Одной из этих картин была Стычка с финляндскими контрабандистами Василия Григорьевича Худякова.
В 1856—1860 годах на собственные средства Худяков совершил поездку по Германии, Франции, Италии. Жил преимущественно в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий в должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Из произведений художника 1860-х годов достойны внимания картины: «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870).
Приверженность старой Академии, когда уже бушевали во всю выставки Передвижников, не принесло пользы художнику. Бывший крепостной, получивший вольную, был очень близок по духу молодым передвижникам, но возвращаться мыслями и чувствами в пору своего закрепощения не хотел, оставаясь верным историческом жанру.
Последний период творчества художника не принес ему новых лавров. Картины художника, написанные на исторические темы (в большинстве своем изображавшие события в допетровской Руси), не вызывали особых эмоций у зрителей, хотя и приобретались в частные коллекции.
Необходимо отметить, что помимо исторического жанра, Худяков удавалось схватывать эмоциональность человеческой натуры, что хорошо видно в портрет ной галерее его кисти и в библейские сюжетах, исполненных в акварельные зарисовка и печатной графике.
Василий Григорьевич Худяков скончался от холеры весной (точная дата смерти не сохранилась) 1871 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
Произведения художника хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее, Дальневосточном художественном музее и в других картинных галереях.
Е.В. Сальникова, специалист по современному искусству
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен